Стимулирующее действие секретина и панкреозимина на кишечные ферменты было обнаружено и в исследованиях, проведенных у людей. Дик и соавт. (Dyck et al., 1973b) внутривенно вводили секретин и панкреозимин 38 больным, гормоны существенно повышали активность щелочной фосфатазы в дуоденальном соке. Используя специфические ингибиторы изоэнзимов щелочной фосфатазы (L-аланин, температура, мочевина), авторы показали, что гормоны активизируют щелочную фосфатазу, синтезируемую в щеточной кайме эпителиальных клеток тонкой кишки.
Аналогичные данные получены у здоровых людей Ворнзом и соавт. (Warnes et al., 1974), наблюдавшими стимулирующий эффект секретина и панкреозимина на активность кишечной щелочной фосфатазы в двенадцатиперстной кишке. Одновременно возрастала активность панкреатических ферментов. Делкур и соавт. (Delcourt et al., 1975) отметили, что у человека на фоне длительной внутривенной инфузии секретина щелочная фосфатаза дуоденального сока повышается, а затем постепенно снижается. Церулеин — панкреозиминоподобный пептид стимулировал щелочную фосфатазу, главным образом печеночную фракцию фермента.
Глюкагон при внутривенной инфузии повышал активность энтерокиназы слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки у человека, активность щелочной фосфатазы и сахаразы не изменялась, кусочки слизистой оболочки брались с помощью гидравлического зонда для множественной биопсии через 1, 3, 6 и 15 мин после начала инфузии глюкагона (Rutgeerts et al., 1973). Алании — стимулятор эндогенной секреции глюкагона и секретина — производил такой же эффект.
Таким образом, в настоящее время имеются убедительные данные об участии гастроинтестинальных гормонов секретина, холецистокинина/панкреозимина, глюкагона в регуляции кишечных ферментов. В отношении отдельных деталей этого процесса получена противоречивая информация.
Стимулирующее влияние некоторых гастроинтестинальных гормонов на энтеральные ферменты можно связать с их трофическим действием. Установлено, что энтероглюкагон вызывает гиперплазию слизистой оболочки тонкой кишки (Barrowman, 1975). С помощью гистохимических и ультраструктурных исследований Балас и соавт. (Balas et al., 1974) показали, что после введения холецистокинина, церулеина в подвздошной кишке мышей происходит расширение панетовских клеток, увеличивается число секреторных гранул.
Инъекции секретина, пентагастрина существенных изменений не вызывали. Заслуживают внимания и другие возможные механизмы действия интестинальных гормонов. Л. И. Геллер и соавт. (1976) отметили у больных хроническим панкреатитом при введении секретина снижение транскортина — белка крови, связывающего глюкокортикоиды, а также повышение концентрации свободных 11-оксикортикостероидов. Повышение глюкокортикоидной активности после введения секретина может сказываться на деятельности кишечных ферментов.
«Фармакологическая регуляция функций кишечника»,
А.В.Фролькис