Рентгенологическое исследование

Рентгенологическое исследование служит необходимым дополнением клинического обследования больного туберкулезом тазобедренного сустава. Оно значительно расширяет наши диагностические возможности, обнаруживая подчас такие изменения, которые никак не могут быть выявлены при одном клиническом исследовании.

Однако следует помнить, что рентгенологические изменения обнаруживаются позднее клинических, а потому отсутствие или недостаточность рентгенологических признаков не может служить основанием для отрицания туберкулезной природы заболевания.

Рентгенологический метод исследования тазобедренного сустава представляет значительные трудности, связанные с топографо-анатомическими особенностями его. Рентгенографическое исследование сустава производится в двух проекциях — переднезадней и боковой.

Одновременные снимки на одной пленке обоих тазобедренных суставов, т. е. больной и здоровой стороны, являются общепризнанными и легко выполнимыми. Однако наибольшую ценность имеют такие снимки, где достигается полная симметричность рентгеновского изображения, поэтому необходимо правильно уложить больного.

При правильном положении больного на снимке крестец располагается по средней линии малого таза, запирательные отверстия имеют одинаковую величину и форму и одинаковую фигуру «слезы» с обеих сторон (В. С. Майкова-Строганова). При этом можно судить прежде всего о нормальных соотношениях между головкой бедра и вертлужной впадиной, для которых характерна равномерность ширины суставной щели, несколько суженной в ее внутреннем отделе, и непрерывность линии Шентона, т. е. дугообразной линии, соединяющей внутренний контур шейки бедра (дуга Адамса) с нижним контуром верхней ветви лобковой кости, образующей верхний край запирательного отверстия (3. Ю. Ролье).

Для определения патологических изменений необходимо, чтобы качество снимка обоих суставов было безупречным в отношении структурности, контурности и рельефности костей. Но вместе с тем многие детали, в частности очаговые изменения в области шейки, при переднезадних технически даже весьма совершенных рентгенограммах остаются невыявленными, а потому представляется необходимым делать разные повороты, изменять укладку больного и производить снимки в косых или даже в профильных положениях.

Проще всего в таких случаях делать дополнительные переднезадние снимки обоих суставов при максимальном повороте (ротации) бедра кнутри, когда выделяется большой вертел с верхненаружным краем шейки, а также кнаружи, когда в большей степени обнаруживается нижний и внутренний отдел шейки. Этим методом в течение многих лет мы широко пользуемся для выявления очаговых изменений в шейке бедра и он всегда оказывал нам большую услугу.

Однако путем подобных ротационных поворотов не всегда удается выяснить в полной мере форму и положение шеечных очаговых изменений, в таком случае приходится производить косые снимки, в так называемом положении Лауэнштейна, при сгибании бедра до 90° и его максимальном отведении удается сделать снимок верхней половины бедра почти в перпендикулярной плоскости к переднезаднему положению.

Еще труднее добиться косой и в особенности боковой проекции тазовой кости, когда необходимо выяснить положение и форму ацетабулярных очагов. Для этого приходится пациента укладывать на больную сторону с максимально согнутыми обеими конечностями и делать снимок так, чтобы луч проходил между проекцией копчика и головкой бедра, и тогда вертлужный отдел кости представится в развернутом виде; это позволяет судить о величине очага, его расстоянии от переднего и заднего краев тела подвздошной кости, а также и от купола крыши. На таких снимках, если они удаются, особенно отчетливо можно видеть очертания головки в виде шара, а также проксимального отдела шейки.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев