Исследования М. Э. Мандельштама

М. Э. Мандельштам на основании патологоанатомического изучения в нашем институте туберкулезного спондилита, в частности упомянутой выше формы, предлагает обозначать ее как особый остеопериостальный процесс —  osteoperiostitis spondylitica anterior ascendens или descendens, отмечая, что подобные же явления могут наблюдаться и в задних отделах тел позвонков с отслойкой задней продольной связки osteoperiostitis spondylitica posterior.

Название «натечный абсцесс» он предлагает сохранить лишь за такими скоплениями казеозных масс, которые распространяются по межмышечным пространствам.

Превертебральные абсцессы чаще имеют восходящее направление, причем обширность такого абсцесса и степень отслойки передней продольной связки не зависят от обширности первичного поражения. Наиболее обширные отслаивания передней продольной связки, а следовательно, и наиболее значительные превертебральные восходящие натечные абсцессы наблюдаются в области вогнутых отделов позвоночника (смотрите рисунок ниже), главным образом в области грудного кифоза (интраторакальные абсцессы), тогда как по выпуклым частям, в частности в области поясничного лордоза, отслаивание наблюдается крайне редко, главным образом при больших разрушениях нескольких позвонков.


Туберкулезный спондилит с разрушением трех позвонков,
образованием превертебрального восходящего абсцесса
и вторичным вовлечением вышележащих позвонков

Туберкулезный спондилит с разрушением трех позвонков, образованием превертебрального восходящего абсцесса и вторичным вовлечением вышележащих позвонков

Больная С., 16 лет (музейный препарат Ленинградского института хирургического туберкулеза).


Такие превертебральные натечные абсцессы, приводящие к обширным вторичным разрушениям тел позвонков, являются источником наиболее тяжелых осложнений туберкулезного спондилита.

Больная Ш., 9 лет

Больная Ш., 9 лет, поступила в институт 7/VI 1945 г. в тяжелом состоянии с диагнозом: туберкулезный спондилит шейно-грудного отдела позвоночника с поражением. VI — VII шейных и I — II грудных позвонков с затрудненным дыханием и спастическим парапарезом ног. Давность болезни 1 год 2 месяца. Заболела после коклюша. Появились боли в спине и вскоре развился паралич ног. В последнее время наступило ухудшение.

При поступлении в шейно-грудном отделе позвоночника имеется выраженный угловой кифоз, болезненный при давлении.

Спастический паралич нижних конечностей. Резко выражен клонус стоп и симптом Бабинского, тазовые органы в норме. Кашель с удушием. Дыхание хриплое, свистящее, затрудненное.

Состояние постепенно ухудшалось. Развился паралич тазовых органов. Дыхание становилось более тяжелым, затрудненным, с приступам» удушья. Нарастало ослабление сердечной деятельности и больная скончалась при явлении асфиксии.

При вскрытии обнаружено высыпание бугорков в печени, селезенке, легких и на плевре, где имелись рыхлые спайки. Внутренние органы полнокровны, с застойными явлениями.

Имеется значительное угловое искривление шейно-грудного отдела позвоночника вследствие разрушения тел VI — VII шейных и I — II грудных позвонков, на месте которых видны творожистые массы, отодвинутые кзади и сдавливающие спинной мозг. Кпереди от пораженных позвонков располагается превертебральный натечный абсцесс с творожистым гнойным содержимым, сдавливающий просвет трахеи (смотрите рисунок ниже).


Шейно-грудной спондилит с разрушением четырех позвонков
и большим угловым искривлением позвоночника

Шейно-грудной спондилит с разрушением четырех позвонков и большим угловым искривлением позвоночника

Превертебральный натечный абсцесс, сдавливающий пищевод и трахею.
Больная Ш., 9 лет (музейный препарат Ленинградского института хирургического туберкулеза).


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев