Исследования Кремера

Кремер произвел проверочные сравнительные рентгеновские снимки тонких (1 — 7 мм) костных пластинок, выпиленных в области поражения, и установил, что в творожистых фокусах костные балки в пораженных отделах кости, несмотря па то, что они окружены творожистым распадом, сохраняют свою структуру, ибо «для рентгеновского луча безразлично, улавливает ли он живые костные балки или мертвые» [Элекер (Осhlескеr)].

Отсюда делается уже весьма важный для практики вывод о возможности при помощи рентгеновского исследования установить не только наличие костных очагов, но и природу этих очагов: грануляционных, рано различимых по образованию зоны сплошного просветления (рассасывания) кости, и казеозных, некротических, значительно позднее открываемых но наличию «отделившегося некроза кости», сохранившего обыкновенную плотность (а нередко и большую) окруженного зоной просветления и кольцом уплотнения костной ткани.

Примерно на такой же точке зрения стоит и Кончег (Konschegg), написавший главу о костно-суставном туберкулезе (1934) в фундаментальном руководстве по патологической анатомии Любарша и Генка (Lubarsch-Henke).

Он признает наличие чисто продуктивных и чисто экссудативных творожисто-некротических фокусов, возникающих на почве рацией гематогенной диссеминации из первичного комплекса.
 
Гистологически для продуктивных форм характерным является присутствие бугорка и клеточного разрушения костных балок — лакунарной их резорбции (при помощи остеокластов); для творожистых типична сохранность гладких контуров костных балок, отсутствие лакун и клеточных элементов, их определяющих, — остеобластов. Мертвые костные балки, лежащие в творожистом фокусе, остаются неизмененными, так же как и костные секвестры при остеомиэлите.

Он сомневается в аутолитической ферментативной способности лейкоцитов растворять мертвую кость. Кончег считает, что и при возникновении туберкулезного очага в костях процесс всегда начинается с первичного некроза (альтерация, экссудация) соответствующего участка костного мозга под влиянием туберкулезного агента.

Гранулома в таких случаях развивается вокруг мелкого очага некроза. Значительные некрозы могут образоваться остро в костном мозгу сенсибилизированного к туберкулезу больного как очаги «аллергического некроза».

Вместе с тем автор допускает возможность развития первичного грануляционного очага, а также переходных форм — от продуктивных к некротическим, когда первично образовавшаяся гранулома рано подвергается творожистому перерождению, что также ведет к раннему некрозу костных балок, а следовательно, и к их сохранности.

В таких случаях омертвение грануломы приостанавливает резорбцию костных балок как внутри очага, так и по его периферии, т. е. прекращается рост самого очага и размеров костной полости. Гистологическим критерием для первично грануляционного очага считается лакунарная изъеденность костных балок, а для первично некротического — отсутствие изъеденности.


«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев