Учение о костном туберкулезе
Если гематогенный путь заражения, то есть заноса туберкулезных палочек в кость по кровеносным путям из первичного очага или из других элементов первичного комплекса, может считаться общепризнанным, то вопрос о самом механизме возникновения и развития специфических изменений на месте заноса микробов в кость остается до сих пор еще спорным, так же как и трактовка наблюдаемых при этом гистопатологических изменений.
Существующие в этих вопросах значительные разногласия в основном сводятся к двум, в известной степени противоположным точкам зрения на происхождение костных очагов: одни авторы считают, что костные очаги являются следствием двух различных процессов — пролиферации и некроза, другие же полагают, что это результат одного и того же процесса, но с преобладанием или пролиферации, или творожистого некроза. Следовательно, имеются приверженцы как двойственной, так и единой природы костных очагов, иначе говоря, дуалистической и унитарной точки зрения.
Советские ученые в результате научных усилий и преодоления зарубежного дуалистического направления последовательно и определенно встали на унитарные позиции в вопросе о патогенезе и эволюции туберкулезных очагов в костях. Взгляды, высказанные А. И. Абрикосовым, М. А. Скворцовым и Т. П. Краснобаевым, патогистологические исследования В. Г. Штефко, А. И. Струкова с их сотрудниками и в особенности комплексное изучение этих вопросов — клинико-рентгенологическое и патоморфологическое, проведенное в Ленинградском институте хирургического туберкулеза М. Э. Мандельштамом, А. Н. Чистовичем, Л. Г. Корневым и рядом их сотрудников, привели к выяснению ошибочных представлений и построению более стройной системы теоретических воззрений, тесно увязанной с практическими запросами советского здравоохранения — профилактикой и лечением костно-суставного туберкулеза.
Здесь необходимо напомнить о том, что одно из первых основательных гистологических исследований, касающихся развития туберкулезных бугорков в кости, было сделано русским исследователем Михаилом Александровским, в диссертации которого, вышедшей восемьдесят пять лет назад (1874), автор определенно становится на унитарную точку зрения, отвергая возможность первично-некротического, эмболического происхождения костных очагов.
Дуалистические воззрения
Чтобы ближе подойти к интересующему нас вопросу о теоретических расхождениях в области патогенеза костно-суставного туберкулеза, необходимо оглянуться на прошлое и поискать корни этих разногласий в общем учении о туберкулезе.
Борьба дуалистических унитарных воззрений совершенно отчетливо проходит через всю историю учения о туберкулезе и касается как сущности, самого процесса — его происхождения и природы, так и морфологической формы его проявления.
Начало этому было положено спорами, возникшими еще в XVIII веке и продолжавшимися в течение почти всего XIX века, — об единственном различии туберкулезных и так называемых скрофулезных процессов. Рид (Reid) в 1785 г. высказал положение о полном различии туберкулеза и скрофулеза, тогда как Бейли (Baillie, 1793) доказывал их общность, находя в них одни и те же элементы — узелки и казеозные изменения. Вместе с тем Гуфеланд (Hufeland, 1797) установил связь туберкулезных лимфаденитов с хронической интоксикацией (скрофулезный диатез) и с костно-суставными поражениями.
Наибольшую ясность в этот вопрос внес русский исследователь Д. Бредов, который в своей работе, вышедшей отдельной брошюрой в 1845 г. (Труды Общества русских врачей, СПБ), доказывал, что «между бугорчаткою и золотушного болезнью, между золотушного и бугорчатою материей нет существенного различия», а различие в проявлениях зависит от различия тканей, на которых развиваются бугорки, лежащие в основе всех подобного рода заболеваний, включая и костные поражения (он говорит о pedarthrocace).
В дальнейшем постепенно сглаживающиеся разногласия по указанному вопросу снова обострились под влиянием дуалистической позиции, занятой Вирховым (Virchow, 1856), выделившим скрофулез, так же как и казеозную инфильтрацию, в особые, нетуберкулезной природы заболевания, возникающие на почве особого диатеза.
Эта двойственность нашла отражение в области хирургического туберкулеза, где почти до конца прошлого века сохранялось деление на туберкулезные и скрофулезные хирургические заболевания и считалось, что хронические артриты и остеомиэлиты могут быть и туберкулезного, я скрофулезного происхождения, подразумевая под последним общее предрасположение организма к торпидно текущим воспалительным процессам, как особый диатез.
«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев
- Нарушение проницаемости тканевого барьера
- Пути перемещения
- Внутрисуставной путь
- Развитие костного очага
- Содержимое очага
- Фазы развития костного очага
- «Созревание» первичных оститов
- Перемещение туберкулезного процесса из первичного остита
- Метафизарные очаги
- Почва
- Поражение надкостницы туберкулезом
- Генез костного туберкулеза
- Рост грануломы и ее некроз
- Опыты получения изолированных очагов в относительно иммунном организме
- Утверждение унитарной точки зрения на возникновение и развитие туберкулезного очага в костях
- Исследование о специфических изменениях костного мозга и синовиальных оболочек при гематогенном туберкулезе
- «Первичный» остит
- Разногласия, касающиеся туберкулезных изменений в легких
- Дуализм в учении о костном туберкулезе
- Исследования Кремера
- Переход от дуалистической точки зрения к унитарной
- Унитарный взгляд
- Наблюдения за ранними изменениями
- Состояние сосудов и их тончайшие гистологические изменения в очаге и вблизи него