Травматические изменения

Крупная острая травма, переломы со смещением и вывихи не дают оснований для диференциальных ошибок. Несколько больше оснований для этого имеют вколоченные переломы, встречающиеся близ суставных концов длинных трубчатых костей, когда крепкий корковый слой диафиза врезывается в мягкое губчатое вещество эпиметафизов, вызывая разрушения костных балок.

Типичные места для вколоченных переломов — шейка бедра, дистальный эпифиз лучевой кости и верхний конец плеча. В таких случаях возникающие на месте внедрения отломков деструкции и деформации могут быть истолкованы как патологические.

Компрессионные переломы позвоночника относятся к той же категории вколоченных переломов; их распознавание представляет уже значительно большие трудности, поскольку при этом пострадавший позвонок принимает клиновидную форму, как и при туберкулезных спондилитах.

Однако в противоположность туберкулезным деформациям травмированные (компримированные) позвонки имеют четкие ровные контуры, а главное, сохраняются межпозвоночные пространства, потому что диски при этом обычно не разрушаются.

В учебниках до сих пор описывается травматический спондилит [болезнь Кюммеля (Kiimmel)], который дает подобную предыдущей картину клиновидного спадения одного позвонка.

Считается, что в ушибленном позвонке через несколько месяцев после сравнительно незначительной травмы может развиться постепенно прогрессирующее размягчение и спадение с образованием небольшой деформации, к которой может присоединиться парез нижних конечностей; на рентгенограмме контуры позвонка остаются хорошо очерченными, а межпозвоночные пространства сохраняются. Однако в практическом отношении диференциально диагностическое значение этих форм ничтожно, так как в чистом виде они почти никогда не встречаются.

Травма приобретает особенное значение при патологических состояниях, ведущих к разрежению костей, к остеопорозу, когда даже незначительное насилие может вызвать перелом. Остеопороз может иметь общий характер и развиться на почве общих заболеваний или истощения, но он может также носить местный характер и быть односторонним при локализации некоторых болезненных процессов на данной стороне.

Так, при туберкулезном поражении тазобедренного сустава остеопороз распространяется на бедро, голень и стопу и может достигнуть высоких степеней. Вот почему при подобных состояниях подчас от самых ничтожных причин могут происходить как бы спонтанные переломы, обычно над коленом в области нижнего метадиафиза бедра (смотрите рисунок ниже).


Больная П. В., 15 лет

Больная П. В., 15 лет

Патологический поднадкостничный перелом дистального отдела бедренной кости на почве трофического остеопороза при туберкулезном поражении тазобедренного сустава. Рентгенограмма.


В большинстве таких случаев наблюдается поднадкостничный перелом, вернее, надлом (инфракция), без смещения, лишь с искривлением и частичным внедрением, что дает повод принять его за патологическую деформацию на почве воспалительного процесса.

Патологический перелом может произойти на месте развившегося деструктивного очага: ракового метастаза, костной кисты, изолированного воспалительного очага (остеомиэлитического или туберкулезного). Так, патологический перелом может произойти в области шейки бедра при наличии большого изолированного туберкулезного очага, что, однако, наблюдается крайне редко. Чаще при этом имеет место постепенное медленное смещение по типу эпифизеолиза.

Патологический эпифизеолиз наблюдается также при сифилитических остеохондритах, разрушающих эпифизарный хрящ, а также при дистрофических изменениях (смотрите рисунок ниже).


Больной С. В., 6 лет

Больной С. В., 6 лет

Патологический эпифизиолизи coxa vara. В шейке бедренной кости в области росткового хряща имеется далеко зашедшая перестройка дистрофического характера. Головка, суставная впадина и суставная щель не изменены.


«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев