Клиническая картина свищевого костно-суставного туберкулеза

Клиническая картина свищевого костно-суставного туберкулеза, уже очерченная выше, весьма разнообразна в зависимости от локализации поражения, особенностей патологоанатомических изменений основного очага, давности заболевания, а также от особенностей вторичной инфекции и от общей сопротивляемости организма (смотрите рисунки ниже).


Одиночный свищ при туберкулезе локтя

Одиночный свищ при туберкулезе локтя


Старые множественные свищи при туберкулезном коксите

Старые множественные свищи при туберкулезном коксите


В одних случаях образование свища ведет к сравнительно быстрому его закрытию, в других — к хроническому состоянию либо с периодическими обострениями и затиханиями, либо с прогрессирующим ухудшением.

Рентгенодиагностика

Рентгенодиагностика в таких случаях является большим подспорьем; она позволяет судить о состоянии основного костного очага и о динамике, т. е. об изменениях в этом очаге (остеопороз, деструкция) и о тех патологоанатомических проявлениях, которые препятствуют заживлению (секвестры, каверны). Особенно большое значение приобрело рентгенологическое исследование, производимое с помощью введения в свищи контрастных веществ — метод фистулографии.

Фистулография

Фистулография при свищевом костно-суставном туберкулезе, впервые широко примененная в нашем институте Ф.Ф. Сивенко, значительно расширила наши диагностические возможности; она прежде всего дала возможность изучить на живом организме анатомию свища, направление, длину и форму свищевых ходов и их связь с основным костным очагом, что особенно оказалось полезным при свищах, исходящих от пораженных позвонков.

В частности, при помощи фистулографии удается выяснить связь свища, расположенного по одну сторону позвоночника, с инфицированным натечником, расположенным по другую его сторону через пораженный позвонок, что никаким другим способом обнаружить невозможно (смотрите рисунок ниже).


Больной К. А., 9 лет

Больной К. А., 9 лет

Рентгенофистулография при свищевом спондилите с поражением II — III поясничных позвонков. Барий, введенный через свищ; на правом бедре, заполнил большую полость в правой поясничной мышце, и пройдя через пораженный участок позвоночника, заполнил полость абсцесса в левой поясничной мышце.


Фистулография, в особенности в сочетании со стереографией, позволила нам не только с полной отчетливостью и наглядностью изучить расположение свищевых ходов, но вместе с тем ближе подойти к причинному лечению; она указала пути рационального доступа к очагам для устранения затеков и полостей. Благодаря фистулографии мы теперь смелее прибегаем к активным вмешательствам при тяжелых формах свищевого костного туберкулеза.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев