Характеристика шумовой тугоухости

До настоящего времени клиникоаудиологическая характеристика шумовой тугоухости ограничивалась в основном описанием восприятия звуковых частот в диапазоне 64 — 8000 Гц и связанными с этим возможностями диагностики с помощью пороговой аудиометрии и надпороговых аудиометрических тестов, что не в полной мере определяло характерные черты, отличающие профессиональную тугоухость от других форм нейросенсорной тугоухости.

Вместе с тем известно, что верхняя граница диапазона слышимых частот может достигать 20 000 Гц при восприятии в воздушной среде, а при проведении звуков через кости черепа, по данным Б. М. Сагаловича (1978), —  200 кГц.

В. Е. Остапкович и соавт. (1979) изучили у рабочих шумовых профессий слуховую чувствительность в области частот, превышающих 10000 Гц, и в ультразвуковом диапазоне по методике Сагаловича. Пороги слуха исследовались в диапазоне частот от 10 000 до 20 000 Гц по воздушному и костному звукопроведению.

По костному звукопроведению определяли слуховой порог восприятия ультразвука частотой 90 кГц. Предварительно каждый рабочий проходил исследование слуха в обычном аудиометрическом диапазоне частот, в результате чего была установлена нисходящая аудиометрическая кривая зависимости от интенсивности действующего шума и стажа работы по данной профессии.

Результаты исследования слуха в расширенном диапазоне частот (10 000 — 20 000 Гц) показали, что для лиц, подвергающихся действию интенсивного производственного шума, независимо от его спектрального состава наряду с известным ранее симптомом (повышение порога слуха на частоте 4000 Гц) выявлены повышение порога на частоте 12 000 Гц и параллельное расположение кривых костного и воздушного звукопроведения.

Для профессиональной тугоухости оказалась закономерной сохранность восприятия по костному звукопроведению частот на уровне 16 000 и 20 000 Гц. Вместе с тем по воздушному звукопроведению пороги слуха на частотах 16 000 и 20 000 Гц были велики, чаще не воспринимались или происходил обрыв кривой воздушного звукопроведения.

Одновременно было проведено исследование слуха на восприятие ультразвуковой частоты (90 кГц) через кости черепа. При анализе полученных результатов установлено, что показатели восприятия ультразвуковой частоты (90 кГц) у всех рабочих колебались от 3 до 5 дБ, что находилось в соответствии с показателями восприятия данной ультразвуковой частоты практически здоровыми лицами.

Полученные данные согласуются с результатами подобных исследований, проведеных рядом авторов [Холматов И. Б., J 972; Сагалович Б. М., 1978; Bryan, Nowell, 1974], и расходятся с сообщениями других, указывающих на повышение порогов слышимости ультразвуков при шумовой тугоухости [Рахмилевич А. Г., Дмитриева К. В., 1969; Шалашов Н. Я., 1971; Dieroff, 1973].

Для дифференциальной диагностики существенно, что при других этиологических формах нейтросенсорной тугоухости происходит повышение порогов слышимости ультразвуков в различной степени [Сагалович Б. М. и др., 1964; Сагалович Б. М., 1965, 1971] в зависимости от глубины нейросенсорных расстройств.

В отличие от подобных поражений у больных отосклерозом слуховая чувствительность к ультразвукам существенно не меняется. И лишь при сочетании отосклероза с явлениями нейросенсорной тугоухости отмечается повышение порога восприятия ультразвуков, но в меньшей степени, чем при инфекционном и ототоксическом кохлеарном неврите.

Метод определения слухового восприятия ультразвуков представляет особый интерес в плане дифференциальной диагностики слуховых расстройств.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман