Долговременная память у рыб

Наш «учебный» аквариум представлял собой длинный прямоугольный сосуд, сделанный из пластмассы и разделенный пополам перегородкой, не доходящей до поверхности воды на несколько сантиметров (смотрите рисунок ниже).


«Учебный» аквариум, в котором золотая рыбка учится переплывать
из освещенной половины в темную

«Учебный» аквариум, в котором золотая рыбка учится переплывать из освещенной половины в темную

Урок начинается с того, что освещается левое отделение аквариума (см. нижнюю диаграмму); далее следует небольшая пауза, после чего между сетками левого отделения пропускают слабый электрический ток (вертикальные линии). Сначала рыба, спасаясь от ударов тока, проплывает над расположенной в центре перегородкой в другое отделение. Затем она начинает реагировать на одни только световые сигналы. Включение света, электрические разряды и выключение света производят попеременно то в одном, то в другом отделении.


У передней и задней стенок аквариума расположено по лампочке, и их по желанию можно включать и выключать. На боковых стенках каждого отделения находятся проволочные сетки, служащие электродами, с помощью которых через воду можно пропускать слабый электрический ток; при этом рыба испытывает несильный удар.

Задача, которую рыба учится выполнять, состоит в следующем: при включении света в том отделении, где находится рыба, она должна проплыть над перегородкой в другое отделение. В наших первых опытах мы оставляли рыбу на пять минут в темноте, а затем давали ей 5 одноминутных «уроков».

Каждый «урок» проходил так:

  1. включали свет в том отделении, где находилась рыба;
  2. через 20 секунд пропускали серию коротких разрядов;
  3. еще через 20 секунд выключали одновременно и ток, и свет.

Если рыба пересекала перегородку в течение первых 20 секунд, то она избегала ударов; если же она пересекала ее в течение последующих 20 секунд, то она уже убегала, спасаясь от ударов.

Необученная золотая рыбка почти всегда убегала — т. е. проплывала над перегородкой уже тогда, когда начинали пропускать ток. В любом случае, избегая ударов или спасаясь от них, рыба переплывала в другое отделение. После 20 секунд темноты свет включался уже в этом отделении и начинался второй урок. Итак, рыба должна была, спасаясь от электрического раздражения, сновать взад и вперед в аквариуме. Если рыба оставалась в своем отделении даже после включения тока, то она пропускала очередной урок. Такие пропуски случались редко, да и то только в начале обучения.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка