Передача характера поведения от одного животного к другому

Совершенно независимо от нашей работы другие исследователи выдвинули предположение, согласно которому от одного животного другому (даже животному другого вида) можно передать характер поведения; для этого РНК или белок, выделенный из мозга обученного животного, нужно ввести в мозг (или даже в брюшную полость) необученного. Если такой эксперимент действительно удастся осуществить, то мы будем вправе заключить, что память «оседает» в молекулах РНК или белка. Из того, что мы узнали в ходе опытов с золотыми рыбками, ни за, ни против такой возможности ничего сказать нельзя.

Однако уместно заметить, что подобного рода «запасание» относится к разряду явлений, которые не имеют прецедента в биологии. Это должна быть соматическая мутация: изменение запасенной в клетке информации, ведущее к образованию нового белка, с новой последовательностью аминокислот. Весьма сомнительно, чтобы такой процесс мог протекать со скоростью, необходимой для обучения.

Возможно, что научение и запоминание сопряжены с образованием коротких сегментов РНК или белка, которые как бы метят мозговую клетку. Сантен подсчитал (на основе данных по содержанию ДНК) число клеток в мозгу крысы: получилось 500 миллионов. Исходя из этой цифры можно рассчитать, что полипептидной цепи, состоящей из семи аминокислот, расположенных в любой возможной последовательности, достаточно, чтобы обеспечить каждую клетку мозга крысы двумя уникальными метками (маркерами).

В пользу существования в каждой нервной клетке своего химического маркера говорят опыты по регенерации зрительного нерва, выполненные Р. Сперри. Если зрительный нерв лягушки разрезать и концы нерва снова соединить, предварительно повернув их на 180° друг относительно друга, то нервные волокна соединяются одно с другим так же, как и прежде. Это, конечно, означает, что каждое волокно имеет свой индивидуальный маркер, который позволяет ему в ходе регенерации найти «свое» продолжение.

Тогда, может быть, в процессе обучения клетки начинают производить свои химические маркеры? Образующееся при этом вещество, будучи введено другому животному, могло бы отыскивать соответствующие клетки, «привнося» в них «свою» память. Пока что данные, приводимые в пользу подобной гипотезы, нельзя считать убедительными. Сейчас, на пороге захватывающих открытий в области биологии мозга, четко поставленные эксперименты важнее любых самых смелых теорий. И, надо сказать, некоторые привычные представления, обязанные долговременной памяти самих исследователей, работающих в этой области, часто служат препятствием, а не подспорьем в изучении всех имеющихся возможностей.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка