Расписание тренировочных уроков для подопытных рыб

В ходе опытов рыба проходила четыре последовательных цикла, каждый состоял из 5 минут темноты, за которым следовало 5 уроков. Итак, 40 минут — 20 уроков. После этого рыбу на 3 дня помещали в отдельный «домашний» аквариум, чуть поменьше учебного. На третий день рыбу возвращали в «класс», где в течение 20 минут она получала еще 10 уроков.

Рыбы довольно легко обучались переплывать из одного отделения в другое, как только включался свет, и тем самым избегать ударов. Необученные рыбы уже после первых 10 уроков избегали ударов примерно в 20% случаев, и в ходе обучения эта цифра продолжала расти. Если уроки повторялись ежедневно много дней подряд, то кривая обучения достигала уровня, соответствующего 80%, и в дальнейшем оставалась на этом уровне (смотрите рисунок ниже).


Рыба решает поставленную перед ней задачу

Рыба решает поставленную перед ней задачу

Рыба решает поставленную перед ней задачу

Сначала в течение 20 секунд темнота (2); затем то отделение, в котором плавает рыба, освещают на 20 секунд (2). Она не реагирует на свет и проплывает над перегородкой только после того, как испытывает действие ударов тока (3). Тот же цикл повторяется в другом отделении аквариума (4, 5, 6), но рыба теперь успевает проплыть над перегородкой в течение первых 20 секунд после включения света, не дожидаясь ударов.


Лента самописца регистрирует результаты 30 последовательных испытаний

Лента самописца регистрирует результаты 30 последовательных испытаний

Отбросы пера в левой половине отмечают, когда рыба проплывает над перегородкой в другое отделение, независимо от того, опережает ли она включение тока или нет. Соответствующая отметка в том же ряду в правой половине означает, что рыба проплывает, не дожидаясь ударов (правильная реакция). В данном случае обучение рыб идет с нормальной скоростью.


Нас заинтересовал следующий факт. Оказалось, что если мы увеличивали интервал между первой и второй серией уроков (т. е. между 20-м и 21-м из 30 уроков), например, если вторую серию уроков начинали спустя месяц после первой, то рыба справлялась со своей задачей так же успешно, как и тогда, когда уроки возобновлялись на третий день. Если вторая серия начиналась на следующий же день, то, естественно, испытания проходили не хуже. Короче говоря, рыба прекрасно помнила свои уроки.

Мы научились предсказывать результаты испытаний на третий день по материалам первого дня. Это облегчило нам регистрацию результатов воздействия на память антибиотиков, так как мы могли попросту сравнивать результаты, полученные для рыб, которым вводили антибиотик, с нашими предсказаниями. В ходе описанных выше экспериментов мы ввели целый ряд усовершенствований. Уход от ударов тока мы стали регистрировать автоматически с помощью фотодетекторов. Потом мы так поставили эксперименты, чтобы не получалось пропуска уроков в случае отрицательного результата (когда рыба не уплывала от ударов). Кроме того, мы изменили последовательность уроков, а также промежуток времени между включением света и пропусканием тока через проволочную сетку. Результаты получились в основном те же, что и раньше.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка