Если в мозг карася, незадолго перед тем обученного выполнять какую-либо простую операцию, ввести вещество, останавливающее синтез белка то карась забывает все, чему его научили.
Каковы механизмы, лежащие в основе памяти? Ответа на этот вопрос пока еще нет, но постепенно накапливаются сведения, проясняющие суть дела. Прежде всего оказалось, что существует два вида памяти: кратковременная и долговременная. Иначе говоря, сам процесс обучения не может обеспечить сохранение новых сведений в памяти на долгий срок; существует еще специальный процесс, которым и обусловлена долговременная память. Иллюстрацией служит такой пример: в психиатрии для лечения больных применяют воздействие шоком, и всякий раз больные забывают абсолютно все, что они испытывали непосредственно перед этим воздействием. Шок как бы прерывает процесс фиксации, закрепления в памяти полученного опыта.
В нашей лаборатории нам удалось установить связь между процессом консолидации следов памяти и синтезом белка в клетках мозга. В качестве подопытного животного был взят золотистый карась (Carrassius auratus), более известный под названием «золотая рыбка». Суть опытов сводилась к следующему: мы обучали довольно большое число золотых рыбок выполнять одну простую операцию и в разные моменты времени — до, после и непосредственно в период обучения — вводили им в мозг вещество, останавливающее синтез белка. Затем мы наблюдали, как это сказывается на поведении рыб.
Почему вообще мы стали искать связь между памятью и синтезом белка? Ну, конечно, прежде всего потому, что к белкам относятся все ферменты, а ферменты служат катализаторами абсолютно всех химических реакций, протекающих в живых организмах. Понятно, что от этих реакций как-то должна зависеть и память. Однако у нас было и более конкретное соображение: все долговременные изменения, происходящие в живом организме, — рост, дифференцировка клеток зародыша и т. д. — всегда связаны с производством новых ферментов. Как следует из самого названия, к таким же процессам должна относиться и долговременная память.
Отыскание связи между памятью и синтезом белка
Отыскание связи между памятью и синтезом белка стало возможным благодаря огромным успехам в изучении синтеза белка, достигнутым в течение последних 10 лет. Молекула белка построена из молекул аминокислот двадцати разных сортов, связанных в единую полипептидную цепь.
«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка
- Передача характера поведения от одного животного к другому
- Стирание памяти у подопытных рыбок под действием пуромицина
- Чувствительность стадии поступления информации к пуромицину
- Долговременная память у рыб
- Расписание тренировочных уроков для подопытных рыб
- Связывание аминокислот
- Введение антибиотика под тонкий череп подопытных рыбок в учебном аквариуме
- Влияние на память рыбок ацетоксициклогексимида