Второй этап развития: Развитие гипофизарных структур

Развитие гипофизарных структур, ответственных за выработку гонадотропных гормонов, начинается раньше, чем происходит дифференцировка первичной гонады.

Гонадотропины были обнаружены в ткани гипофиза эмбрионов в возрасте 5 нед [Reiter, Root, 1975]. У 7-недельных плодов отмечено значительное количество обоих гонадотропных гормонов. Гистохимические методы позволяют выявить гонадотропоциты в гипофизах плодов с 8 нед развития. На 10 — 11-й неделях развития ФСГ обнаружили в гипофизах многие исследователи [Минкина А. И. и др., 1980; Kaplan, 1969, и др.]. ЛГ обнаружен в гипофизах плодов с 8 нед развития.

В это время еще нет существенных половых различий в содержании обоих гонадотропинов в гипофизе. С 17 — 18 нед наблюдается различная динамика содержания ФСГ в гипофизах плодов в зависимости от пола. Уровень ФСГ продолжает нарастать по мере увеличения срока развития и достигает максимума между 19й и 24й неделей, причем у плодов женского пола уровень ФСГ в несколько раз больше, чем у плодов мужского пола [Минкина А. И. и др., 1980]. Уровень ЛГ в гипофизе плодов мужского пола также нарастает по мере развития, но остается намного ниже, чем у плодов женского пола, и достигает максимума позже [Кузнецова Л. В. и др., 1978].

На втором этапе развития формируются и механизмы, приводящие к секреции ЛГ и ФСГ в кровь, как об этом было сказано выше.

Радио-иммунологическими методами удается выявить гонадотропины в крови плодов уже с 12 нед развития [Kaplan, Grumbach, 1976], которые достигают максимальной концентрации у плодов мальчиков между 20й и 25й неделей развития [Кузнецова Л. В., 1972; Левина, 1976]. Ю. Б. Скебельская и Л. В. Кузнецова обнаружили ЛГ в крови плодов с 8 нед развития. Имеются данные о том, что у плодов мужского пола гонадотропные гормоны появляются в крови на более ранних сроках, чем у плодов женского пола [Gillman, 1968; Kaplan, Grumbach, 1976].

Установление связи между развитием гонадотропной функции гипофиза плода и морфологическим и эндокринным созреванием гонад в антенатальном периоде является нерешенным до конца вопросом. С одной стороны, имеются данные, свидетельствующие об автономности развития яичек, начиная с 7 — 8 нед развития. В пользу этого представления говорит отсутствие хронологического совпадения нарастания секреции гипофизарных гонадотропинов и тестостерона: максимальная активность гипофиза запаздывает по сравнению с активностью семенников по крайней мере на 1 — 6 нед.

Так, уровень ФСГ и ЛГ в крови плодов начинает повышаться с 12 нед и достигает наибольших величин между 20 и 25 нед [Kaplan, Grumbach, 1976]. В то же время продукция тестостерона семенниками начинается с 8 нед, а к 25-й неделе снижается вдвое [Левина, 1976]. В условиях культивирования семенников плодов in vitro было показано, что продукция тестостерона в них в ответ на стимуляцию гонадотропинами возрастает лишь не ранее 13 — 18 нед [Abramovich, 1974].

До 13 нед гонады оказались нечувствительными к гонадотропину. Однако на более поздних этапах — после 13 нед — гормональная активность семенников плода уже несомненно стимулируется воздействием ЛГ. Возникает вопрос о том, какова доля здесь ЛГ из гипофизов плода, а какова доля влияния хорионического гонадотропина (ХГ). Максимальная выработка ХГ плацентой человека наблюдается между 8-й и 12-й неделей беременности [Савченко О. Н., Степанова Н. А., 1979; Дмитриев Д. Я., 1979]. Хотя проницаемость плацентарного барьера для этого белкового гормона невелика, его уровень в крови матери настолько высок, что даже небольшое количество, проникающее в кровь плода, намного превышает содержание ЛГ, выработанного плодом.

Возможно, роль ХГ на первых этапах формирования гонад (с 8-й недели развития) состоит в стимуляции пролиферации интерстициальных клеток и увеличения числа рецепторов ЛГ в них. Вначале семенник еще не отвечает увеличением продукции андрогенов на стимуляцию ЛГ, которая начинается позднее — после созревания морфологических структур и рецепторов ЛГ в них.

Jost с соавт. (1973) показали у кроликов неполную маскулинизацию генитального тракта после декапитации зародышей-самцов; подобного не происходило при введении этим животным гонадотропинов. У человека дело обстоит иначе. Так, плоды-анэнцефалы или плоды с недостаточным развитием гипофиза имели нормально развитые наружные половые органы. Вероятно, эти различия объясняются тем, что у кроликов не образуется ХГ во время беременности, тогда как у человека он может индуцировать активность яичек. Однако одного ХГ недостаточно для нормального развития половых органов.

У плодов-анэнцефалов при сформированных наружных половых органах нередко можно обнаружить признаки неполной маскулинизации в виде эктопии яичек и других пороков развития мочеполового тракта. Эти наблюдения делают вероятным влияние гипофизарных гонадотропинов на функциональную активность семенников плода, особенно во второй половине внутриутробного развития [Кузнецова Л. В., 1982].

Значительно менее изучена роль ФСГ в формировании семенников плода. Согласно исследованиям, проведенным на взрослых организмах, основной тканьюмишенью для ФСГ являются структуры, происходящие из эпителия половых шнуров, т. е. у взрослых организмов клетки Сертоли [Steinberger et al., 1979].

Однако в эмбриональном периоде клетки половых шнуров еще недостаточно дифференцированы, клетки Сертоли образуются из них значительно позднее [Габаева Н. С, 1982]. В литературе нет достоверных данных о влиянии ФСГ в эмбриональном и плодном периодах на эпителиальные клетки половых желез, но, возможно, и в этот период ФСГ необходим для их дифференцировки и функционирования. По данным Cart с соавт. (1975), увеличение связывания гонадотропинов семенниками плодов точно совпадает по срокам с началом дифференцировки примордиальных образований. Не установлено также влияния ФСГ на гоноциты.

В препубертатном периоде и у взрослых особей ФСГ способствует митотическому делению сперматогоний, но это влияние осуществляется не прямо (так как в половых клетках нет рецепторов ФСГ), а через клетки Сертоли. Данных о влиянии ФСГ на пролиферацию гоноцитов в антенатальном периоде нам не встретилось.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко