Третий этап развития: экскреция тестостерона с мочой

Экскреция тестостерона с мочой закономерно повышается с возрастом, причем разница во всех возрастных группах статистически достоверна. Такая динамика, очевидно, отражает становление функции яичек, что подтверждается высокой положительной корреляцией между уровнем тестостерона и степенью полового развития у детей. У мальчиков 5 — 7 лет концентрация тестостерона в моче в среднем составляла 0,9±0,59 нмоль/сут. а у мальчиков 8 — 10 лет отмечено значительное нарастание экскреции тестостерона (18,7±3,81 нмоль/сут).

Одновременно продукция 17-кетостероидов увеличилась приблизительно в 2 раза, т. е. значительно меньше, чем тестостерона. Это может косвенно указывать на преимущественно гонадное происхождение тестостерона, что убедительно подтверждается обнаруженным нами резким снижением уровня тестостерона в крови у мальчиков соответствующей возрастной группы с синдромом атрофии яичек.

Смотрите раздел — Гипогонадизм

Экскреция эпитестостерона у мальчиков 5 — 7 лет (22,8±3,0 нмоль/сут) оказалась выше, чем в следующей возрастной группе (8,3±3,1 нмоль/сут), и более высокой, чем выделение тестостерона с мочой. Такое соотношение тестостерона и его неактивного изомера рассматривается как показатель инфантильности семенников. В 8 — 10 летнем возрасте это соотношение меняется в пользу тестостерона, что также косвенно свидетельствует о повышении функции яичек.

Вполне сопоставимые данные мы получили при исследовании концентрации тестостерона в плазме у мальчиков препубертатного возраста. У 7-летних мальчиков уровень тестостерона в крови относительно невысок (1,85±0,32 нмоль/л), и хотя это несколько выше, чем у девочек (1,21±17 нмоль/л), разница недостоверна.

Можно предположить, что продукция андрогенов в этом периоде происходит в основном в надпочечниках. У 8 — 9-летних мальчиков уровень тестостерона значительно повышается (3,60±0,93 нмоль/л), тогда как у девочек он практически остается без изменений (1,38±0,24 нмоль/л). Эти данные, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют о том, что подъем уровня тестостерона в крови у мальчиков этого возраста связан с активацией гормонопоэза в семенниках. Таким образом, можно считать, что еще задолго до появления признаков пубертата, в возрасте 8 — 10 лет, у мальчиков нарастает активность клеток Лейдига и увеличивается продукция тестостерона.

При исследовании уровня гонадотропинов в крови обнаружено, что, несмотря на недостоверность различий в возрастных группах, уровень ЛГ у мальчиков начиная с 8 лет неуклонно повышается в течение всего препубертатного периода.

В 8 —  9-летнем возрасте, т. е. в период наибольшей активности яичек, концентрация ЛГ в крови у мальчиков достоверно выше, чем у девочек [Савченко О. Н. и др., 1976]. Такое же соотношение отмечается и в уровне тестостерона. В связи с этим можно предположить, что повышенная продукция тестостерона у мальчиков 8 — 9 лет находится под контролем гипофиза. Уровень ФСГ в крови также имеет тенденцию к повышению в периоде, предшествующем пубертату.

Однако, в отличие от ЛГ, концентрация в крови ФСГ у мальчиков в «критическом» возрасте 8 — 9 лет Достоверно ниже, чем у девочек. Это указывает на то, что в препубертатном периоде лютеинизирующая функция гипофиза играет более важную роль в развитии репродуктивной системы мальчиков, чем девочек.

Для оценки функции гипофиза большое значение имеет определение циркадианных ритмов.


Циркадианные ритмы гонадотропных и половых гормонов в крови
у здоровых детей препубертатного и пубертатного возраста

Циркадианные ритмы гонадотропных и половых гормонов в крови у здоровых детей препубертатного и пубертатного возраста

I — мальчики 8  — 10 лет;
II — мальчики 11 — 13 лет;
III — мальчики 14 — 16 лет;

ДД — девочки допубертатного возраста;
ДП — девочки пубертатного возраста.


Зрелая гипоталамо-гипофизарная система характеризуется ночными пиками секреции ЛГ и подъемом продукции тестостерона рано утром. Однако пока не выяснено, существует ли подобная пульсация секреции гормонов у детей препубертатного возраста.

Обследуя мальчиков 8 — 9 лет, не имеющих никаких клинических признаков пубертата, мы обнаружили у части из них отчетливую ритмичность секреции ЛГ и тестостерона, напоминающую циркадианные ритмы подростков пубертатного возраста, но уступающую им в величине подъема.

Эти данные лишний раз указывают на то, что гипоталамо-гипофизарно-гонадная система мальчиков в препубертатном возрасте лишена той инертности, которая ей приписывалась рядом авторов, а первые изменения продукции половых гормонов, начинающиеся с увеличения секреции слабых андрогенов надпочечниками и продолжающиеся в виде повышения выработки тестостерона семенниками под контролем ЛГ, играют определенную роль в подготовке вступления организма в важнейшую фазу полового развития — пубертат. Клинический опыт и проведенные исследования убеждают нас в том, что особенности допубертатного периода значительно влияют на характер полового созревания.


«Нарушения полового развития у мальчиков»,
П.М.Скородок, О.Н.Савченко