Пятый период (возраст 9—12 мес) (Задержка появления адекватной реакции на речь)

Задержка появления адекватной реакции на речь и понимания обращенной речи характерна для нарушения психического развития.

Отсутствие собственных лепетных слов на этом этапе не имеет самостоятельного диагностического значения, поскольку начало развития собственной речи отличается большими индивидуальными вариациями [Мастюкова Е. М.г 1974].

Наряду с развитием речи в возрасте 9—12 мес отмечается дальнейшая дифференцировка всех сенсорных функций: ребенок различает пищу по внешнему виду, распознает все большее число объектов, начинает воспринимать и различать цвета и геометрические формы, хорошо дифференцирует звуки, узнает, например, тиканье часов, лай собаки и т. д., четко локализует болевую точку.

Выраженность дифференцировки сенсорных реакций можно оценить, наблюдая за игрой ребенка. Ребенок радостно играет в «прятки», звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих; смеется и закрывает лицо, играет со своим изображением в зеркале; ищет спрятанный предмет, предпочитает играть со звучащими игрушками, начинает использовать предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. д.

Наличие всех указанных игровых действий — это показатель не только хорошего психического развития ребенка, но и сохранности сенсорных функций.

При исследовании ребенка с избирательным нарушением сенсорных функций на первый взгляд может создаться впечатление, что психическое развитие ребенка отстает.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба