Развитие нейрофизиологии в связи с возникновением новых методов исследования

На уровне молекулярной биологии обе линии исследований — морфологическая и физиологическая — сливаются в такой мере, что их уже нельзя различить в качестве самостоятельных линий. Глубокая внутренняя связь существует между физиологией, с одной стороны, и биохимией, фармакологией и биофизикой, с другой. Между этими дисциплинами особенно трудно провести четкие границы.

Это обусловлено тем, что биохимия и биофизика (не говоря уже о фармакологии) сравнительно недавно отпочковались от физиологии, которая всегда использовала некоторые химические и физические методы для своих целей.

«Биологическая химия, хотя и уходит своими корнями в органическую химию и физиологию, все же не является ни той, ни другой, а представляет собой новую, самостоятельную науку, со своими особыми предметом и методом исследования».

То же можно сказать и относительно биофизики, которая хотя еще и не достигла присущей биохимии мощной разветвленности ее исследований, но за последние два десятилетия продемонстрировала исключительно высокий темп развития и сыграла первостепенную роль в тех преобразованиях, которые произошли за этот период в физиологии.

Подчеркивая самостоятельность биохимии и биофизики как научных дисциплин, не следует упускать из виду их сохраняющиеся генетические связи с физиологией и нарастающее число взаимопереходов между ними, что становится особенно заметным по мере того, как мы опускаемся на фундаментальные уровни жизнедеятельности.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов