Гипотеза и ее роль в диагностировании и прогнозировании

Медицинским работникам в своей деятельности приходится иметь дело с различными Логическими методами и формами научно-теоретического мышления. Клиническое мышление при этом ни в коем случае нельзя противопоставлять научному. Распространенной и важной формой исследования, связанной с диагностированием и прогнозированием, является гипотеза.

Пристальное внимание к гипотезе в медицине объясняется не только ее местом и ролью в прогнозировании здоровья и предвидении результатов лечения, а и той функцией, которую она выполняет в новых методах формализации знаний, в разработке особых диагностических алгоритмов и создании специальных поисковых систем.

Учение о гипотезе (греческое hypothesis — догадка, допущение, предположение, предвидение) как особом методе получения истины и определенной форме мышления возникло с развитием теоретической науки и ростом практических потребностей человека. В истории науки были попытки самого различного определения гипотезы.

Под последней понимали: простые догадки, версии, наивные предположения и сложные формы научного предвидения. Не существует единого определения понятия гипотезы и ее эвристической роли в процессе познания и в настоящее время.

Это объясняется тем, что гипотезу как категорию мышления нельзя характеризовать, исходя только из возможностей формальной логики. Гипотеза как метод и форма познания давно перешагнула границы узкого горизонта формальной логики и может быть правильно понята и оценена на основе того богатого арсенала знаний, которые дает формальная логика вместе с диалектикой.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов