Образование очага

Образование очага, о чем следует напомнить, совершается для нас малозаметным образом, но все же можно отметить известную закономерность развития, смену периодов или стадий: возникновения, формирования и созревания костного очага.

Возникновение связано с первичным заносом возбудителя и образованием специфической гранулемы, формирование — с намечающимся отграничением, придающим очагу определенную величину и форму, а созревание — с образованием плотной (костной) стенки и завершением перерождения содержимого; последняя стадия характеризуется известной стабилизацией изолированного очага иногда на весьма долгий срок, что для большинства таких очагов является наиболее благоприятным исходом.

Однако, несмотря на образование солидного тканевого барьера, костный очаг при изменении биопатологических соотношений становится источником распространения туберкулезного процесса и его перемещения на соседние ткани, в частности на ткани сустава, в чем кроется главная опасность изолированных первичных оститов.

Перемещение туберкулезного процесса на сустав из первичного остита может совершаться во всех стадиях его развития, как в самых начальных, так и спустя много лет после сформирования очага, причем причину наступившего активирования процесса в большинстве случаев установить не удается. Поэтому наибольшее значение приобретают топографо-анатомические соотношения.

Чем глубже в губчатом веществе кости расположен фокус, тем меньше он подвержен перемещению, и, наоборот, чем ближе очаг располагается к суставу, тем большая имеется опасность вторичного заражения последнего. С этой точки зрения метафизарные очаги менее опасны, чем эпифизарные, причем имеет большое значение близость очага к суставным хрящам и к синовиальной оболочке.

Хрящ, как известно, оказывается весьма устойчивым к туберкулезу, благодаря чему в течение долгого времени он становится сдерживающим барьером распространения специфического процесса. Но все же при субхондральном расположении очага через более или менее длительное время хрящ может истончиться и изъязвиться.

При этом открываются ворота для прорыва в сустав и для острого заражения сустава, что наблюдается редко. Синовиальная же оболочка, наоборот, весьма восприимчива к вторичному заражению туберкулезом, а потому при краевом расположении очага вблизи ее прикрепления, где имеются своего рода сосудисто-лимфатические ворота, очень рано и часто наблюдается постепенный переход процесса на элементы сустава.

Поэтому мы различаем два типа перехода процесса из костного очага на сустав: прорыв — при центральном субхондральном расположении очага, и прорастание по синовиальной оболочке — при более периферическом расположении остита.

По морфологическим данным, прорыв субхондрального очага на коленном суставе наблюдается сравнительно часто, но клинически острые воспалительные явления развиваются исключительно редко, что связано с тесным прилежанием суставных поверхностей в этом суставе и быстрым образованием в нем воспалительных спаек, изолирующих пораженный отдел сустава.

В таких случаях процесс развивается медленно и постепенно, мало отличаясь от такового при втором типе перемещения, т. е. прорастании туберкулезной гранулемы по синовиальной оболочке, что наблюдается в большинстве случаев.

Прежде чем перейти к описанию патологоанатомических изменений, наступающих при вторичном поражении коленного сустава, следует обратить внимание на то, что при изолированном первичном остите часто появляются преходящие реактивные неспецифические изменения в суставе в виде приступов болей и функциональных расстройств, нередко сопровождающихся припухлостью сустава и образованием выпота.

Вместе с тем бросается в глаза изменение характера воспаления при переходе туберкулезного процесса с кости на сустав. При этом поражение приобретает постоянный и прогрессивный характер ярко выраженного тяжелого туберкулезного артрита, что связано с возникновением повышенной восприимчивости элементов сустава к заражению туберкулезом, исходящим из первичного костного очага.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев