Другие методы лабораторного исследования

Иммунная система функционирует в тесном контакте с другими системами и органами, испытывая регуляторные влияния со стороны центральной нервной и эндокринной систем. Этот постулат, отражающий целостность организма, не следовало бы повторять, если бы не почти полное отсутствие клинических исследований, посвященных изучению взаимодействия иммунной системы с другими системами больного организма.

Нами была предпринята неудачная попытка найти коррелятивные связи между биохимическими (альдолаза, β-липопротеиды, сиаловые кислоты, гексозы, серомукоиды) и иммунологическими показателями в процессе иммунокоррекции.

Причину неудачи мы видим в том, что разрешающая способность в пересчете на единицу азота значительно выше при использовании иммунологических методов, чем биохимических [Alexander, Cood, 1970]. Вероятно поэтому, когда выявлялись изменения иммунологических показателей, биохимические тесты еще не «срабатывали».

Одной из задач работы являлось определение гормональной активности и ее значения в противоопухолевой защите у больных раком предстательной железы. Нас интересовала роль щитовидной железы в этом процессе. Известно, что гормоны щитовидной железы поддерживают определенный уровень обмена в организме, регулируя активность ряда ферментных систем [Войткевич А. А. и др., 1971; Юдаев Н. А. и др., 1971, 1973; Узбекова Д. Г. и др., 1971; Алешин Б. В., 1976].

Существует мнение об антибластическом действии гормонов щитовидной железы. В то же время имеются данные о неодинаковом значении гормонов щитовидной железы при различных локализациях рака. Gross и Schwartz (1951) высказали предположение о том, что в канцерогенезе молочной железы тиреоидные гормоны могут играть потенцирующую роль, повышая чувствительность ткани железы к действию половых гормонов.

С. Ф. Олейник и М. В. Панчишина (1978) в противоопухолевой устойчивости организма большое значение придают гормональным механизмам, реализуемым в основном гормонами щитовидной железы. По мнению Korenchevsky (1961), состояние этого органа влияет на чувствительность не только к инфекциям, но и к злокачественному росту.

Щитовидной железе отводится существенное место в иммуногенезе [Чеботарев В. Ф., 1979]. Щитовидная и вилочковая железы имеют общее эмбриональное происхождение. При тимомах часто обнаруживаются признаки миастении гравис [White, 1975].

Пролиферативное действие тироксина на лимфоидную ткань обнаруживается у адреналэктомированных, кастрированных, кастрированных и адреналэктомированных, гипофизэктомированных животных [Ernstrom, 1965]. Следовательно, пролиферативный ответ не зависит от влияния других эндокринных органов.

При урологических локализациях рака роль гормонов щитовидной железы не изучалась.
Представляло интерес исследовать гормональную активность щитовидной железы у больных раком и с аденомой предстательной железы и в случае ее нарушения определить показания к коррекции тиреоидной дисфункции.

У больных раком предстательной железы существенно увеличено содержание в крови эстрадиола, кислой фосфатазы (общей и простатической), понижена концентрация тестостерона и соматотропина, имеется тенденция к повышению уровня лютропина, пролактина, тироксина и щелочной фосфатазы.

Маркер лизосомальных ферментов — кислая фосфатаза — широко используется нами при отборе для пункционной биопсии предстательной железы находящихся под наблюдением больных с аденомой предстательной железы и хроническим простатитом.

Повышение уровня кислой фосфатазы является показанием к включению больного в группу риска рака предстательной железы. Гормональная активность дает дополнительную информацию в тех случаях, когда диагностика аденомы и рака предстательной железы затруднена.

По нашим данным, в подобных ситуациях для рака предстательной железы более характерны высокие уровни эстрадиола, пролактина и лютропина, а также низкое содержание тестостерона. Важное значение имеют показатели гормональной активности и для раннего распознавания вторичной эстрогенорезистентности рака предстательной железы.

Так, увеличение количества пролактина и гормона роста на фоне высокого содержания эстрадиола являлось показанием к назначению антипролактиновых препаратов, замене эстрогенных стероидов химиотерапевтическими средствами (циклофосфан, эстрацит).

Таблица
Гормональная и ферментативная активность при заболеваниях предстательной железы (М ± m).

В отношении функции щитовидной железы у больных раком предстательной железы трудно сделать определенные выводы.

Следует лишь отметить, что иммунокоррекция наряду с улучшением клинической картины индуцировала уменьшение концентрации тироксина и увеличение содержания тиреотропина. По-видимому, при дальнейшем изучении данной проблемы можно будет ответить на вопрос о целесообразности стимуляции функции щитовидной железы у больных раком предстательной железы.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов