Выяснение роли сопутствующего хронического простатита в дисфункции иммунной системы

Выяснение роли сопутствующего хронического простатита в дисфункции иммунной системы больных раком предстательной железы безусловно улучшило лечебный процесс, но не облегчило диагностику вторичного иммунодефицита.

У первично выявленного больного раком предстательной железы хронический простатит распознается не сразу.

Требуется время на интерпретацию результатов гистологического исследования биоптатов предстательной железы, постановку иммунологических проб, исследование секрета предстательной железы и эякулята (который не всегда удается получить у этих больных), выяснение анамнестических особенностей течения заболевания не только методом опроса, но и документального подтверждения из других лечебных учреждений и т. д. у на что уходят недели, а иногда и месяцы. Приходится в интересах больного начинать эстрогенотерапию, которая индуцирует соответствующий иммунный ответ и, следовательно, требует дополнительных диагностических сопоставлений.

Нецелесообразно слепо доверять средним показателям, сравнивая с ними данные индивидуальной иммунограммы. Мы обычно, определив фоновые показатели у конкретного больного, в дальнейшем ориентировались именно на них, используя таким образом старый, проверенный метод ex juvantibus.

К сожалению, средние цифры не всегда удается использовать при оценке данных, обследования больного. Даже в тех случаях, когда считают, что активность того или иного фактора понижена, например Т-лимфоциты у больного раком и простатитом (смотрите таблицу Иммунологические показатели (M ± m) у больных раком предстательной железы с метастазами (М +) и без метастазов (М — )), при анализе вариационных рядов обнаруживается, что у 30 — 40% обследованных этот показатель выше, чем в контрольной группе.

Исключения не составили даже такие интегральные тесты, как кожные пробы. Анализ интрадермального введения туберкулина установил, что через 48 — 72 ч у 20% больных развивалась ГЧЗТ и только у 80% зафиксирована анергия. Кроме того, в отдельных наблюдениях количество Т-супрессоров было ниже, чем у здоровых людей.

Если учесть, что метастазирование также накладывает характерный отпечаток на иммунограмму, то диагностика вторичной иммунологической недостаточности у больных раком предстательной железы на основании анализа изолированных количественных показателей клеточного и гуморального иммунитета, а также неспецифических факторов защиты представится еще более сложным процессом.

Все это побудило нас с целью диагностики иммунологической дисфункции в большей степени учитывать соотношения клеток, участвующих в иммунном ответе. Такой подход вместе с упрощением диагностики позволяет в какой-то степени отразить процесс межклеточной кооперации в период формирования иммунного ответа, выявить дефектность иммунной системы как в случаях гипоргии, так и при гиперергических состояниях.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов