Измерение температуры кожи

Определение поверхностной температуры кожи у костнотуберкулезных больных является важным вспомогательным диагностическим приемом, позволяющим следить за состоянием местного воспалительного процесса, его локализацией и динамикой. Однако практически задача точного измерения температуры на поверхности кожи человека связана с рядом затруднений.

Ртутные стеклянные термометры обычные или с увеличенной площадью контакта с кожей (плоские спирали) мало пригодны для точной термометрии из-за большей теплоемкости ртутных резервуаров и плохой теплопроводности человеческой кожи. Прикладывание их к поверхности человеческого тела, имеющего на поверхности 32 — 34°, сопровождается отнятием тепла и местным понижением температуры на несколько градусов.

Термоэлектрические контактные термометры с термопарами из тонких проволочек или металлических ленточек (из манганина — константана или из константана — железа) дают более точные и надежные результаты. В конструкции термоэлектрического контактного термометра (смотрите рисунок ниже), применяемого в ЛИХТ, электрическая часть прибора состоит из натянутых на две дужки 9 спаев железа — константана, которые прикреплены к резервуару ртутного термометра.


Контактный электротермометр для измерения кожной температуры

Контактный электротермометр для измерения кожной температуры


При помощи шнура прибор соединяется со стрелочным гальванометром. Не посредственный отсчет по гальванометру дает величину разности температур между кожей и холодными спаями. Добавляя эту разность к показанию ртутного термометра, получаем действительную температуру кожи в градусах Цельсия.

Прибор дает надежные результаты на сухой коже. При появлении пота, содержащего минеральные соли и органические кислоты, возникают гальваноэлектрические помехи, сильно искажающие величину измеряемой температуры.

Сравнительные измерения кожи при помощи термоэлектрического контактного термометра, производившиеся в нашем институте, показали весьма интересные соотношения в области очага и вне его при различных локализациях и в разные фазы заболевания. Наиболее демонстративные данные получены были при измерении нижней конечности с поражением коленного сустава.

Исследования производились в шести точках по фронтальной линии: на бедре, на коленном суставе, две точки на голени, на стопе и на пальце (Т. Е. Прилежаева, В. П. Шатковская).

Выяснилось, что в активном периоде болезни температура больного сустава выше, чем здорового, а в период затихания наступают обратные соотношения. Далее выяснилось, что в свежей стадии разгара процесса (А) при активных явлениях температурная кривая всей больной ноги выше температурной кривой, определяемой на здоровой ноге.

В дальнейшем ходе процесса температурная кривая больной ноги постепенно опускается (т. е. больная нога становится холоднее здоровой), а местное повышение температуры наблюдается только на пораженном суставе. С течением времени перифокальная температура постепенно снижается и вся температурная кривая больной ноги располагается ниже температурной кривой, определяемой на здоровой ноге.

Наконец, при затихании процесса и восстановлении опорной функции пораженного сустава и конечности температурная кривая больной ноги приближается к температурной кривой, определяемой на здоровой ноге (смотрите рисунок ниже).


Термограмма здоровой и больной конечности в различных фазах заболевания

Термограмма здоровой и больной конечности в различных фазах заболевания

А — в активной стадии; Б — при затихании процесса;
В — при обострении; Г — при затихании обострения.


Вместе с тем оказалось, что реакция больного и здорового сустава па внешние воздействия различна.

Это особенно заметно при действии солнечных ванн: чем активнее процесс, тем температурная реакция на солнечное облучение будет больше. Больной сустав реагирует на солнечную ванну более высоким подъемом температуры, но и охлаждение его после ванны бывает выражено сильнее, чем на здоровой стороне.

Свищевые формы туберкулеза дают еще более резкую реакцию на инсоляцию.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев