Состояние слуховой функции лиц, поступивших на работу или на обучение в возрасте 15 — 19 или 21 — 30 лет на производства

В. Е. Остапкович и соавт. (1971, 1973) изучили состояние слуховой функции лиц, поступивших на работу или на обучение в возрасте 15 — 19 или 21 — 30 лет на производства, где шум явился одним из основных неблагоприятных факторов.

Как показал ретроспективный анализ данных аудиометрических исследований рабочих, поступивших в шумовые цеха в указанном выше возрасте, повозрастная оценка состояния слуховой функции с количественным определением степени его снижения позволила установить, что при разных условиях (стаж, профессия, пол, условия труда) частота и степень развития потерь слуха были тем больше, чем моложе был возраст подростка при поступлении на шумовое производство.

Так, у ткачих, начавших работать с 15 лет, изменения слуха при стаже 11 — 20 лет (в среднем 15,2 года) определялись у 79% обследованных, в то время как среди начавших работать с 18 лет — у 51%, причем у последних отсутствовала III и IV степень снижения слуха, тогда как у первых она встречалась в 32% случаев.

Рабочие, подвергшиеся действию производственного шума с 16 — 17 лет, оказались более устойчивыми по сравнению с начавшими работать с 15 лет и менее устойчивыми, чем те, кто поступил на работу в 18 лет.

Полученные авторами отдаленные результаты позволяют считать, что постоянно повторяющееся акустическое перенапряжение, в конечном итоге приводящее к дистрофии нервных элементов внутреннего уха, возникает тем чаще, чем моложе возраст подростка, впервые начавшего работать в условиях шумового воздействия.

Характерной для всей группы рабочих, начавших трудовую деятельность в возрасте 21 — 30 лет (в среднем 25±2,1 года), является тенденция к меньшему распространению I — II степени снижения слуха в первые 10 лет работы и более частому нарушению слуха после 15 лет работы по сравнению с лицами, начавшими работать в аналогичных условиях с 15 — 18 лет.

Следовательно, при длительном воздействии интенсивного шума большая потеря слуха регистрируется у лиц, начавших работать в этих условиях с 15 лет и старше 30 лет.

Однако причины, лежащие в основе развившейся патологии, в этом случае неодинаковы. Можно думать, что в 15-летнем возрасте большая распространенность и глубина нарушений состояния слуховой функции, по-видимому, обусловливались тем, что первоначальный контакт с производственным шумом произошел в тот период, когда функциональная зрелость слухового анализатора и нервной системы в целом еще не были полностью сформированы.

У рабочих, пришедших в цеха с интенсивным шумом в возрасте 21 — 30 лет, наибольшие потери слуха развились через 15 лет работы, в период возрастных изменений в слуховом анализаторе, когда его устойчивость к воздействию производственного шума снижается.

Это дает основание не допускать к обучению профессии в цехах с интенсивным шумом подростков в возрасте 15 — 17 лет и не рекомендовать прием на работу лиц старше 35 лет.

Продолжение дальнейших поисков снижения влияния пыли, газа, дыма, разнообразных химических соединений, шума и вибраций на рабочих различных промышленных производств и проведение профилактических мероприятий будут способствовать предотвращению развития профессиональных заболеваний ЛОР-органов.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман