К началу 4го месяца жизни функция глазо-двигателей осуществляется так же, как у взрослого. Ребенок свободно прослеживает за предметом во всех направлениях, поэтому легче обнаружить нарушение функции глазодвигательных нервов.
Движения глазных яблок плавные, координированные, содружественные. Большинство глазодвигательных нарушений, обнаруживаемых на этом возрастном этапе, не впервые возникли, а уже присутствовали раньше и обусловлены перинатальной патологией.
Наряду с этим причиной глазодвигательных расстройств могут быть инфекционные заболевания, прогрессирующая гидроцефалия, объемные процессы мозга.
На этом возрастном этапе можно также выявить врожденную зрительно-моторную апраксию, когда нарушено прослеживание за предметом в горизонтальной плоскости, в то время как прослеживание вниз и вверх сохранено.
Прежде чем перевести взор, ребенок делает толчок головой в сторону и часто мигает, спонтанные движения глазных яблок при этом сохранены. При этом синдроме иногда находят агенезию мозолистого тела. У ребенка третьего возрастного периода на фоне обогащения мимики еще ярче проявляются парезы мимической мускулатуры, если таковые имеются.
Становится возможным более точно определить центральный парез и уровень поражения при периферических парезах.
Если поражение лицевого нерва произошло выше отхождения п. petrosi, то парез не сопровождается слезотечением (сухость глаза); если ниже этого уровня, наблюдают усиленное слезотечение.
При парезе мимической мускулатуры, в частности губных мышц, затрудняется произнесение таких звуков гуления, как «у», «о», «па», «ба».
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба