Пятый период (возраст 9—12 мес) (Эмоционально отрицательные реакции)

Впервые эмоционально отрицательные реакции могут включать активное выражение гнева и протеста в виде отчаянного крика, изгибания тела или движения тела и рук с целью преодолеть препятствие, вызвавшее реакцию.

Например, ребенок может прореагировать таким образом на невозможность дотянуться до какого-либо предмета, на одевание, промедление с кормлением, а также на любой однажды испытанный неприятный раздражитель (чистка носа, подстригание ногтей, купание в ванне и т. д.).

Дальнейшее развитие и совершенствование эмоциональных реакций обогащает и разнообразит реакции ребенка на общение со взрослым.

Контакт с ребенком этого возраста обычно устанавливается не сразу, так как у него четко выражена реакция на незнакомое лицо. Однако эта реакция несколько видоизменяется по сравнению с предыдущим периодом. Реакция страха выражена меньше и наблюдается примерно только у 30% детей.

Она постепенно заменяется новыми реакциями — робости, стеснения и любопытства. Ребенок при виде незнакомого человека жмется к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывая на новое лицо.

Характер и степень выраженности реакции чрезвычайно индивидуальны; они зависят от особенностей нервной деятельности ребенка, его состояния и настроения, условий воспитания и окружения.

Поэтому, отметив особенности вступления ребенка в контакт со взрослым, надо расспросить мать о преобладающей у ребенка реакции на новое лицо. При всем разнообразии индивидуальных вариаций дифференцированность и избирательность в общении со взрослым должна быть четко выражена у всех детей.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба