Отсутствие дифференцированной и избирательной реакции на новое лицо является одним из признаков задержки психического развития.
Стойкое преобладание реакции страха и протеста при общении со взрослым характерно для детей с повышенной нервной возбудимостью, оно может отмечаться при врожденной детской нервности, минимальной мозговой дисфункции, перинатальной патологии, например при детском церебральном параличе.
Для этого этапа развития характерен и новый тип общения ребенка со взрослым — предметно-действенный.
Он состоит в том, что контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью различных ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует.
При этом можно отметить его избирательное отношение к предлагаемым предметам, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.
Поэтому при вступлении с ребенком в контакт, чтобы не вызвать у него реакции на новое лицо и предупредить появление страха и протеста, надо прибегнуть к игровому контакту при помощи яркого предмета.
Например, со словами «какой у меня огонек» зажечь лампочку карманного фонарика, потом погасить ее и зажечь вновь, привлекая внимание ребенка к этим повторным действиям.
Особенностью этого возраста является преодоление реакции страха ориентировочно-исследовательской игровой деятельностью. Для поддержания контакта необходима активная манипулятивно-исследовательская деятельность самого ребенка. Надо предложить ему заинтересовавший его предмет, разрешить попробовать самому совершить действие и т. д.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба