Какова роль воспитательных мер в формировании навыков моче и каловыделения?

Действительно ли отсутствие воспитательных моментов играет решающую роль в появлении недержания кала и мочи? Ведь некоторые авторы сводят все разнообразие недержания кала и мочи только к двум формам: первичной — из-за плохого воспитания и вторичной — из-за психических травм.

Формы, обусловленные только недостаточными социальными воздействиями и ничем более, встречаются преимущественно у детей со слабоумием или длительное время находящихся в детских коллективах (в условиях госпитализма и депривации), когда постепенно обнаруживаются малый запас знаний и признаки задержки психического развития. Плохое воспитание приводит к общему душевному недоразвитию, огрубению психики, одним из симптомов которого является недержание кала и мочи.

Напрашивается вопрос: как формируются навыки кало и мочевыделения у Маугли? Как развиваются дети, лишенные контактов с человеческим обществом, не подверженные никаким людским влияниям, не испытавшие воздействия хотя бы минимальной цивилизации?

Это вопрос очень сложный, и единодушного ответа на него нет, ибо воспитание по типу Маугли — скорее миф, чем реальность.

Представитель человеческого вида (как и любого другого вида) может безболезненно существовать только среди представителей своего вида. Оказавшись в ином окружении, человек гибнет.

Практически по сей день нет ни одного достоверного случая, о котором бы все специалисты сказали: да, этот человек всю свою жизнь или все детство провел без контактов с представителями собственного биологического вида.

Помимо этого, в отношении подавляющего большинства претендентов на роль Маугли существуют веские причины предполагать, что они были больны уже до того, как оказались в роли Маугли (вследствие этого у них нарушились речь, регуляция моче и каловыделения и т. д.) и благодаря именно этому стали Маугли.

В других случаях, когда не существует твердой уверенности в том, что такой ребенок уже психически болен, почти всегда известно, что он происходит от душевнобольных родителей, «наградивших» его не только своими генами, но и своим воспитанием. Иными словами, теоретически возможно, что, оказавшись в положении Маугли, ребенок не сможет развиться в полноценного человека и, разумеется, его рефлексы регуляции моче и каловыделения будут страдать.

Практически же, кроме единичных случаев, до таких грубых форм дело не доходит. Чаще всего речь идет о задержке психического развития. Поэтому и регуляция моче и каловыделения развивается с опозданием. Что делать с такими детьми? Надо ликвидировать задержку психического развития и воспитывать в них способность оперативно контролировать физиологические отправления. Иных советов быть не может.

Если число работ педиатров, неврологов и урологов (но не психиатров и уже тем более не психотерапевтов) по недержанию мочи практически необозримо, то публикаций по недержанию кала удивительно мало.


«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов