Как уже указывалось в начале раздела, хронические гаймориты занимают в патологии пазух у детей ведущее место, в то же время у значительной части больных (более 5%) заболевание верхнечелюстной пазухи протекает одновременно с этмоидитом [Евдощенко Е. А., 1980].
В трактовке таких сочетанных воспалений еще много неясного, как в этиологии и патогенезе заболевания, так и в терминологии. По А. Г. Лихачеву (1963), термин этмоидоантрит не совсем удачен, ибо слово «антрит» применяется для характеристики воспалительных процессов, поражающих самые различные полости (как верхнечелюстную, так и лобную, клиновидную, решетчатой кости, а также ячейки сосцевидного отростка). Этого термина придерживаются в учебнике «Детская оториноларингология» Ю. Б. Исхаки и Л. И. Кальштейн (1977).
По нашему мнению, применение указанного термина неправильно, тем более в руководстве для врачей или в учебнике для студентов. За последнее десятилетие этот термин практически изжил себя и в периодической литературе и монографиях не встречается. По-видимому, будет правильнее в отечественной оториноларингологии называть сочетанное поражение верхнечелюстной пазухи и пазух решетчатой кости гаймороэтмоидитами.
Вопросы этиологии и патогенеза хронического гаймороэтмоидита остаются достаточно сложными. По единодушному мнению авторов, изучающих эти проблемы, существует 2 клинические формы проявления заболевания: гаймороэтмоидиты, протекающие с преобладанием инфекционно-воспалительных изменений; гаймороэтмоидиты аллергического происхождения, часто встречающиеся под термином «синусопатия».
Такое деление гаймороэтмоидитов предполагает разнообразие их клинических проявлений, отличающихся по симптоматике и, что не менее важно, преморбидному фону.
Хронические гаймороэтмоидиты с преобладанием инфекционновоспалительных изменений могут развиться у детей любого возраста, начиная с 1 1/2 — 2 лет, но, как правило, встречаются в 4 — 6 лет, а наиболее часто — в 9 — 12 лет.
Заболевание преимущественно наблюдается у детей со сниженной общей реактивностью организма. У абсолютного большинства из них можно отметить перенесенные инфекционные заболевания, частые ОРЗ, рецидивирующие и затяжные катаральные состояния слизистой оболочки носа и носоглотки. Помимо сказанного, у многих имеются аденоиды, поддерживающие хронический насморк и значительно затрудняющие носовое дыхание.
В этиологии и патогенезе хронического гаймороэтмоидита значительную роль играет бактериальная флора, часто активизирующаяся на фоне снижения защитных иммунологических сил детского организма. Имеют значение, особенно у маленьких детей, условия вскармливания, нарушения питания, авитаминозы, состояние эндокринной системы, психологические стрессовые ситуации и прочие моменты, постоянно или кратковременно действующие на ребенка.
Нельзя забывать наследственно обусловленные факторы, имеющие серьезное значение в происхождении хронических заболеваний у детей, в том числе и синуситов [Лисицын Е. Д., 1978].
Начало заболевания очень часто остается незамеченным, но большинство родителей связывают ухудшение общего состояния с перенесенным гриппом или другой вирусной инфекцией. И. Н. Шац (1972) отметил сочетанное воспаление верхнечелюстных пазух и пазух решетчатой кости при аденовирусной инфекции в 34,3% случаев, а при парагриппе — в 22,7%. Аналогичные данные приводят в своих публикациях С. И. Агроскин и Н. А. Лялина (1970), при этом они указывают на сезонность возникновения или обострения заболевания: весна — 32,9%, лето — 13,3%, осень — 27,1%, зима — 26,7%.
«Воспаление придаточных пазух носа у детей»,
М.Я. Козлов