Состояние сосудов и их тончайшие гистологические изменения в очаге и вблизи него

В Ленинградском институте хирургического туберкулеза М. Э. Мандельштам в патологоанатомической (1932) и экспериментальной (1933) работе подверг самому тщательному изучению состояние сосудов и их тончайшие гистологические изменения как в самом очаге, так и вблизи него и пришел к основному выводу, что наблюдаемые изменения, нередко весьма значительные, носят не первичный, а вторичный характер, являются не причиной, а следствием развившегося костного очага.

Наибольшие изменения наблюдаются в венах и капиллярах, а не в артериях; последние оказываются более устойчивыми к туберкулезному воздействию, и если в них иногда развиваются значительные разращения интимы и адвентиции, достигающие степени облитерирующего эндартериита, то они носят неспецифический и вторичный характер как пролиферативная реакция на воздействие прилежащего специфического очага (рисунок ниже).


Изменения сосудов при туберкулезе сустава:
неспецифический эндартериит (по М. Э. Мандельштаму)

Изменения сосудов при туберкулезе сустава: неспецифический эндартериит (по М. Э. Мандельштаму)


Внутриартериальные бугорки встречались крайне редко и ни в коем случае не могут считаться первичной причиной туберкулезного заболевания артериальных ветвей и образования секвестров.

В частности, при клиновидных фокусах никаких специфических изменений в артериях не было найдено, да и вообще внутрикостные артерии оказались в меньшей степени измененными, чем периферические; при периоститах один раз автором был найден интраартериальный бугорок.

Точно так же не наблюдалось образования специфических бугорков на интиме вен и капилляров, но отмечались сравнительно часто периваскулярные бугорки и эпителиоидные скопления, прорастающие стенки сосуда, что вызывало сужение кровеносного русла (застой) и даже облитерирующий васкулит.

Вместе с тем в опытах на животных М. Э. Мандельштамом была установлена избирательная поражаемость миэлоидного вещества костного мозга и полное отсутствие бугорков в жировом костном мозгу.

Отсюда в ответ на поставленный вопрос делается весьма важное резолютивное заключение: «Здесь мы имеем дело не со следствием различного распределения артерий, но скорее с выражением различной биологической резистентности или местного иммунитета отдельных тканевых частей, различных по своему строению».

Такие же отрицательные данные о роли архитектоники сосудов и внутрисосудистых изменений в происхождении костного туберкулеза были получены и в последующих многочисленных патологоанатомических и экспериментальных исследованиях, проведенных в нашем институте под руководством А. Н. Чистовича. В этих работах приняли участие И. С. Виноградов, Д. М. Крылов, Д. К. Хохлов, Л. Ф. Мультановская, В. Н. Георгадзе, В. А. Талантов и др.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев