Купить квартиру в Москве, вторичное жилье
недвижимости. Найдите квартиру мечты у нас
azbuka.ru

Вертебро-базалярная сосудистая недостаточность (больная К. Е. Л., 51 год)

Больная К. Е. Л., 51 год, нет. бол. 1889/539, поступила в неврологическое отделение 2.Х 1967 г. с жалобами на постоянные головные боли в области затылка, периодически иррадиирующие в голову, лоб и глазные яблоки; тошноту на высоте головных болей; боли в правой руке, по ходу позвоночника, особенно в шейном и нижнегрудном отделах, головокружение, периодический шум в ушах, пошатывание при ходьбе, легкое поперхивание при еде, онемение в руках, раздражительность, плохой сон, общую слабость. Считает себя больной в течение 3 лет, с тех пор как ощутила периодические боли по ходу позвоночника, в руках и ребрах.

В 1966 г. боли по ходу позвоночника стали постоянными, особенно в руках и в шейном и грудном отделах позвоночника. Кроме того, присоединились опоясывающие боли в грудном отделе, распространяющиеся по всему животу. Затем боли локализовались в основном в шейном отделе, иррадиировали в руки и затрудняли повороты головы.

В мае 1967 г. после физической нагрузки у больной был приступ тонических судорог в руках и ногах, к которым присоединились головокружения, сопровождавшиеся потливостью и снижением слуха, пошатыванием при ходьбе. У больной появилась потребность больше лежать. Периодически повторялись приступы сильных головных болей с побледнением лица, сердцебиениями, туманом перед глазами. В последние годы эти приступы стали более сильными и частыми (2 — 3 раза в неделю), длились 1 — 1,5 часа и завершались общей слабостью. Менструации с 14 лет, 2 — 3 дня.

В 30-летнем возрасте у больной обнаружен фиброматоз матки и поликистоз яичников. В 1948 г. (в возрасте 38 лет) по этому поводу больная перенесла операцию экстирпации матки и придатков. После этого в течение восьми лет ощущала приливы жара к лицу и голове, общую слабость, раздражительность, то есть явления посткастрационного синдрома, по поводу которого не лечилась.

Периодически вынужденные позы головы, резкая болезненность по ходу позвоночника в грудном и шейном отделах, в паравертебральных точках на том же уровне, симпатических узлов шеи и солнечного сплетения. Шейнозатылочные мышцы спины напряжены больше справа, небольшая болезненность по ходу трубчатых костей, ребер, мышц и кожи рук.

Повороты головы резко ограничены, легкое снижение глоточного рефлекса. Гипестезия в зоне С3 — D2. Сухожильные рефлексы на руках и ногах высокие, равномерные. При выполнении пальценосовых проб больная промахивается больше справа.

В позе Ромберга — легкое пошатывание назад. Выраженная вегетативная лабильность. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. АД справа 120/75, слева 140/80 мм рт. ст.

Рентгенограммы: лордоз шейного отдела сглажен, остеопороз тел позвонков, замыкающие пластинки прогнуты, межпозвонковые щели расширены по типу двояковогнутых линз. Выраженный остеопороз грудных позвонков, дугообразный кифоз. Высота передних отделов D10 и D11 позвонков уменьшена.


Спондилограмма больной К. Е. Л.

Спондилограмма больной К. Е. Л.

Спондилограмма больной К. Е. Л.

Дугообразный кифоз в нижнегрудном отделе позвоночника. Остеопороз тел позвонков.
Тела D10 и D11 позвонков клиновидно деформированы (а). Межпозвонковые щели
расширены. За мыкающие пластинки подчеркнуты (а, б).
Лордоз шейных позвонков сглажен (б).


Ионограмма крови, мэкв/л: натрий — 105 — 110; калий — 4,6; кальций — 5,4; фосфор — 2,2 Белковые фракции, %, альбумины — 42,0; глобулины — α1 — 8,2; α2 — 12,4; (3 — 12,4; у — 25,0; общий белок — 6,1; А/Г — 0,7.

Холестерин крови — 399 мг %.

Кальций мочи — 0,26 — 0,3 г/сут.

17-кетостероиды — 2,1 мг/сут. Также при одномоментном исследовании кожной температуры в области подмышечных впадин отмечена асимметрия в пределах 0,6 — 1,1 °С. Разница в осцилляторных индексах и между правой и левой рукой и ногой составила 2 — 4 мм.

На основании клинических и рентгенологических данных больной поставлен диагноз:
гормональная спондилопатия с вертебро-базилярной недостаточностью и корешковым синдромом.

Назначены: дробные дозы женских и мужских половых гормонов, никотиновая кислота, эуфиллин, витамины В1, В6, С, ганглерон, фосфорные и кальциевые препараты, электрофорез с кальцием и новокаином.

Состояние больной после проведенного курса лечения улучшилось: исчезли головокружения, уменьшились боль по ходу позвоночника, пошатывание при ходьбе, больная стала свободно ходить.

Таким образом, на фоне посткастрационного синдрома появились дистрофические изменения позвоночника и клинические признаки гормональной спондилопатии. Посткастрационный синдром повлиял также на тонус сосудов и сосудистых стенок и привел к изменениям в позвоночных артериях, в результате которых возникла клиническая симптоматика, свойственная нарушениям кровообращения в вертебробазилярной системе.

Патогенез возникновения заболевания в данном наблюдении объясняется следующим образом: недостаточность половых гормонов вызвала нарушения липидно-жирового и минерального обменов в костях, более выраженные в позвонках грудного и шейного отделов и проявлявшиеся болями в позвонках, костях рук и ребер. Позже изменения в позвонках и сосудах привели к корешковому синдрому, мигренеподобным головным болям, симпаталгиям, а затем к вертебробазилярной недостаточности с легкой мозжечковой и стволовой симптоматикой.

Следовательно, дефицит половых гормонов вызвал изменения в позвоночнике и сосудах (атеросклероз, кальциноз), приведшие к симпатической ирритации, способной к реперкуссии в гипоталамическую область, что в свою очередь усугубило церебральные сосудистые нарушения.

Отличительная особенность клинических проявлений вертебробазилярной недостаточности состоит в том, что они возникают при общей симптоматике, характерной для гормональной спондилопатии, на фоне более ранних неврологических синдромов (вегетативно-гипоталамический, корешковый). Следовательно, церебральные сосудистые нарушения в вертебробазилярной системе — более позднее неврологическое осложнение гормональной спондилопатии.


«Гормональная спондилопатия»,
Д.Г.Герман, Е.Г.Кетрарь