Первичная деструкция, ее степень и обширность не связаны с механическими влияниями, однако степень первичного остита отражается на развитии вторичных изменений и понижает механическую устойчивость того или иного отдела кости, в частности в шейке бедра.
Вторичная деструкция очень часто начинается в области первичного очага и с ним соединяется, а потому в более поздних стадиях различить остатки первичных оститов не всегда удается. Но в большинстве случаев вторичная деструкция расширяет границы первичной; больше того, локализация первичной деструкции в одном суставном конце как бы предопределяет направление не только вторичного разрушения, но и последующего смещения другого суставного конца, что с особой отчетливостью наблюдается в тазобедренном суставе. Вместе с тем в области первичного очага дольше всего сохраняются некротические массы и секвестры, в большинстве случаев отграничивающиеся в виде остаточных межсуставных фокусов, как бы промежуточные каверны с плотными склеротическими стенками, которые обычно являются непреодолимым препятствием для окончательного излечения.
Вторичная деструкция, образующаяся в результате перехода процесса на сустав, носит поверхностный, распространенный, плоскостной характер; для нее типична лакунарная резорбция костных балок. Вторичная деструкция усиливается, с одной стороны, на местах наибольшего давления суставных концов, главным образом в наружных отделах вертлужной впадины и головки, если хрящ здесь разрушен, а с другой — в местах прорыва первичного костного фокуса, что вместе с одновременным разрушением всего связочного аппарата может повести к смещению суставных концов. В этом отношении положение и величина первичного фокуса имеют решающее значение.
Так, при ацетабулярных поражениях, когда очаг гнездится в наружном отделе крыши вертлужной впадины, разрушение последнего влечет за собой смещение бедра кверху и кнаружи с образованием так называемого внесуставного псевдоартроза; при внутренних (медиоцентральных) фокусах на дне вертлужной впадины головка бедра нередко внедряется глубоко внутрь и даже может сместиться в таз; при центральном же поражении в крыше вертлужной впадины наступает смещение головки бедра вверх без выхода ее из расширенной впадины — с образованием так называемого внутрисуставного псевдоартроза. Наконец, при сочетанных поражениях в тазовом и бедренном отделах суставных концов костей деструктивные и деформирующие изменения еще больше увеличиваются, вследствие чего может наступить разрушение всего тазобедренного сустава.
Обширные разрушения всех элементов сустава наблюдались при туберкулезных кокситах в недалеком еще прошлом. Однако и в настоящее время значительные деструктивные изменения при этом заболевании наступают чаще, чем при поражении других суставов, в частности коленного.
Это зависит от большей частоты и обширности первичных очаговых деструкций при туберкулезных кокситах, от значительно большего влияния в этом суставе механических факторов на развитие вторичной деструкции, от величины и стойкости образующихся замкнутых патологических камер в глубине вертлужной впадины и от недостаточного кровоснабжения верхнего конца бедра в патологических условиях. Вместе с тем необходимо учитывать, что наиболее ярким признаком туберкулезного поражения тазобедренного сустава является атрофический (смотрите рисунок ниже) дегенеративный характер поражений, преобладание деструктивных апластических процессов над регенеративными и гиперпластическими, что сказывается в постепенном уменьшении размеров головки и шейки и расширении вертлужной впадины.
Старый туберкулезный коксит
Разрушение головки. Атрофия шейки с наличием творожистого очага.
Резкий остеопороз. Больной Б.,42 лет.
Давность болезни 12 лет (гистотопографический срез).
«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев