Тактика врача при радионуклидном исследовании головного и спинного мозга

При решении сложных задач топической и дифференциальной диагностики заболеваний центральной нервной системы врач-клиницист широко опирается на данные инструментальных методов исследования — электрофизиологических, рентгенологических, ультразвуковых. Особое значение в последние годы приобрели компьютерная рентгеновская томография и магнитно-резонансная томография.

Тем не менее роль радионуклидных методов осталась в этом комплексе весьма почетной. Это связано с независимостью (специфичностью) представляемых ими сведений о состоянии гематоэнцефалического барьера, метаболических процессах в мозговой ткани, ликворообращении и «функциональной морфологии» мозга.

Прежде всего подчеркнем, что показания к радионуклидному исследованию центральной нервной системы устанавливает врач-клиницист на основании общесоматического и неврологического обследования больного. Как правило, ультразвуковые и электрофизиологические методики применяют до радионуклидных.

Дальнейшая тактика обследования больного зависит от характера предполагаемого патологического процесса.

При травме головы обследование пострадавшего начинают с рентгенографии головы. Затем в зависимости от технической вооруженности лечебного учреждения и клинических показаний переходят к компьютерной томографии, ангиографии мозга или радионуклидной сцинтиграфии. В последующем может оказаться целесообразным радионуклидное исследование мозгового кровотока.

При подозрении на объемный процесс в головном мозге (опухоль, абсцесс, киста) методом выбора является компьютерная томография или магнитно-резонансная томография. При неясности картины показана радионуклидная гамма-топография с 99mТс-пертехнетатом.

Она дает возможность дифференцировать опухоль и неопухолевое поражение, уточнить локализацию и распространенность опухолевого образования, определить его биологическую активность. Лишь в редких случаях теперь приходится прибегать к инвазивным рентге-нологическим исследованиям (ангиография, вентрикулография).

При операции удаления мозговой опухоли бета-радиометрия с 32Р представляет нейрохирургу информацию о локализации и протяженности опухоли, степени ее злокачественности и, что очень важно, радикальности хирургического вмешательства.

Это избавляет от необходимости пробных транскортикальных разрезов и от излишней травматизации здоровой ткани мозга. В послеоперационном периоде результаты гамма-топографии головного мозга облегчают планирование лучевой терапии и химиотерапии, а в отдаленные сроки необходимы для оценки эффективности комплексного лечения и выявления продолженного роста опухоли.

При заболеваниях кровеносных сосудов головного мозга (окклюзионные поражения крупных сосудов с развитием участков ишемии и некроза мозговой ткани, артериовенозные аневризмы, каротидно-кавернозные соустья и пр.) радионуклидное исследование мозгового кровотока выдвигается в ряд ведущих методик и должно назначаться на первом этапе обследования (в ряде случаев в поликлинических условиях). Конечно, в дальнейшем нередко необходима ангиография, так как только по рентгенологическому изображению кровеносных сосудов можно детально охарактеризовать их морфологию и функцию и планировать хирургическое вмешательство.

Значительные перспективы в изучении мозгового кровотока, в особенности регионального, открывает радионуклидная томография. С помощью однофотонной эмиссионной томографии можно избежать проекционного наслоения изображений и детально оценить кровоток в любом участке мозга. Повторные исследования такого рода весьма важны в процессе лучевой терапии или химиотерапии опухолей, лекарственного лечения расстройств кровотока.

На позитронном томографе при быстром кратковременном вдыхании 15О удается определить экстракцию кислорода из крови в мозговую ткань. Применяя в качестве РФП 18F-флюородеоксиглюкозу, можно регистрировать утилизацию глюкозы в тканях мозга. Радионуклидная томография позволяет установить содержание воды в мозговых структурах, а также подсчитать регионарный кровоток в миллилитрах крови на 1 мл ткани в минуту.

В клинике нервных болезней постепенно все большее место занимают радионуклидные методики визуализации ликворных пространств головного и спинного мозга. Они позволяют судить о динамике перемещения спинномозговой жидкости, интенсивности ее продукции и удаления из подпаутинных пространств.

Это, разумеется, не исключает роли классических методов исследования спинномозговой жидкости — ее биохимического и цитологического анализа. Спинномозговая пункция у большинства больных является обязательной диагностической процедурой и служит для определения клеточного состава ликвора, наличия в нем белка, иммунологических реакций.

Целесообразно сочетать ее с введением в субарахноидальное пространства РФП, т. е. с радионуклидной цистернографией. Последняя помогает в диагностике опухолей спинного мозга, открытой и закрытой водянки головного мозга, назальной и ушной ликвореи, в оценке проходимости шунтов при разгрузочных операциях, выполняемых для отведения избыточного ликвора из полости черепа. Только с учетом радионуклидной информации следует решать вопрос о контрастных методах рентгенологического исследования — они должны применяться по самым строгим показаниям, когда с помощью неинвазивных методик не удается установить характер, топографию и распространенность процесса.

При хрящевых грыжах, выступающих в просвет позвоночного канала и сдавливающих корешки спинномозговых нервов, производят рентгенограммы и компьютерную томографию. Важную информацию может дать и миелогамма-топография, но в ряде случаев решающую роль по-прежнему играет рентгеновская миелография, поскольку нейрохирург нуждается в тщательной дооперационной оценке положения и величины грыжи.

«Медицинская радиология»,
Л.Д.Линденбратен, Ф.М.Лясс