Первый период—новорожденности (Задержка возрастного развития)

Задержка возрастного развития наблюдается более чем в 15% случаев.

При центральном поражении лицевого нерва лагофтальм и феномен Белла отсутствуют, а наблюдается легкая сглаженность носогубной складки и при крике рот перетягивается в сторону более глубокой складки. Поражение локализуется в полушарии, контралатеральном сглаженной носогубной складке. Центральный парез мимической мускулатуры новорожденных удается обнаружить гораздо реже, чем периферический.

Двусторонние поражения надъядерных образований, связывающих ядро лицевого нерва с корой, обычно проявляются не асимметрией мимической мускулатуры, а некоторой гипомимией и затруднениями вскармливания.

По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.

Поэтому целесообразно во время осмотра не только спросить об этом у матери, но и приложить ребенка к груди или дать питье через соску, чтобы увидеть, как ребенок сосет и глотает. Здоровый бодрствующий ребенок, даже если он сыт, активно захватывает соску и при попытке ее отнять ощущается отчетливое сопротивление.

Ребенок делает подряд несколько сосательных движений, затем после короткого перерыва следует новая серия. По мере насыщения ребенка серии сосательных движений становятся все более короткими, а перерывы более длительными.

При эффективном сосании положенное количество молока ребенок высасывает за 10—15 мин. молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходится два глотательных и одно-два — дыхательных. Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голоса, — все это свидетельствует о бульварных или псевдобульбарных нарушениях.

В период новорожденности они могут быть настолько выражены, что без помощи зонда ребенка невозможно накормить.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба