Формой реакции на новизну является реакция на новую игрушку. В этой реакции в норме изначально преобладает познавательный компонент, поэтому реакция на новую игрушку впервые выявляется при преобладании познавательного компонента над эмоциональным.
Ребенок не отдает предпочтения любому новому предмету по сравнению со старым вплоть до 4—5 мес, а после этого любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка, чем бы он до этого ни занимался.
У многих детей к концу периода сенсорно-ситуационные связи разнообразны, что свидетельствует о хорошем психическом развитии.
В то же время полное отсутствие всех трех перечисленных проявлений этих связей — всегда патологический симптом, свидетельствующий о глубоком отставании психического развития.
Диспропорциональность указанных трех наиболее стандартных сенсорно-ситуационных связей обычно обусловлена особенностями воспитания и социального окружения, и в этих случаях наиболее постоянно выражено пищевое поведение.
При педагогической запущенности более закономерно отсутствует или неполноценна реакция на общение со взрослым, тогда как избыток впечатлений под влиянием гиперстимуляции взрослых чаще приводит к слабости реакции на новизну.
Третьим периодом заканчивается этап возрастного развития, наиболее трудный для оценки сенсорных и психических функций. Чем старше становится ребенок и чем больше требований можно предъявить его психическим функциям, тем более целенаправленно и полно удается оценить уровень его психического развития.
Однако даже и в первом полугодии отклонения в сенсорном и психическом развитии могут и должны быть выявлены, так как при многих формах патологии они являются наиболее ранними и часто единственными симптомами, позволяющими по крайней мере констатировать высокую вероятность отставания ребенка в возрастном психомоторном развитии.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба