Общие проблемы вирусного гепатита (Обследование 5-ти больных)

При бактериологическом и микологическом исследовании патологического материла выделены С. albicans или С. krusei у 5 больных, а у 2 из них — и патогенный стафилококк. Анализируя в диагностических целях клинические проявления у наблюдаемых нами больных, можно выделить ряд симптомов, указывающих на вероятность развития кандидоза. К их числу можно отнести поражения кожи — появление на коже у 3 больных папул (гранулем) синюшно-багрового цвета, крупной величины (0,5—1,5 см в диаметре), тестоватой консистенции. 

Их появление наблюдалось на фоне лихорадки, полиорганных изменений. Ввиду этого появление подобного рода гранулем можно расценивать как метастазы генерализованной кандидозной инфекции. Гранулемы кожи при гистологическом исследовании состояли из лимфоцитов, эпителиодных клеток и единичных клеток типа Пирогова-Лангханса. В центре клеточной инфильтрации располагался псевдомицелий.

У всех больных отмечались и другие кожные поражения и, в частности, мацерация складок кожи, шелушение ее на стопах, в области локтевых сгибов, трещины и эрозии межпальцевых складок. Важный симптом — поражение слизистых оболочек рта по типу дрожжевого стоматита задолго до генерализации кандидоза и кожных изменений — может рассматриваться как тревожный признак, предвестник кандидозной генерализации. Данные аутопсий погибших вследствие септического кандидоза свидетельствуют о тяжести и массивности поражений. 

Поражены были почти все органы: наблюдались эмболический нефрит, эндокардит, менингоэнцефалит, очаговый эмболический энтероколит, метастатическая пневмония, септические инфаркты и гиперплазия селезенки, эмболический гастрит. В слизистой оболочке желудка обнаруживались многочисленные язвы с выбухающими участками и с распадающимся дном. Выявлялось поражение печени, поджелудочной и щитовидной желез, мочевого пузыря.

Очаги поражения были в органах от 0,3—0,5 до 1—1,5 см в диаметре, плотноватые на ощупь, на разрезе серо-желтые со скудным крошковато-гнойным отделяемым. При гистологическом исследовании в них среди нитей фибрина определялись псевдомицелии гриба рода Candida. Микроскопически выявлены 2 формы клеточных реакций: массивные инфильтраты, состоящие из сегментированных нейтрофилов, или гранулемы из лимфоцитов, эпителиоидных клеток с единичиыми-многоядерными клетками типа Пирогова-Лангханса [Комарова Д. В., 1980].

В центре гранулем или инфильтратов отмечалось формирование псевдомицелия гриба. При решении вопроса об источнике сепсиса возникала мысль об экзогенном заносе в связи с предшествующими оперативными вмешательствами, травмами кожи, а также внесении грибов через кавокатетер. Однако убедительных доказательств в пользу экзогенного заражения получено не было. По-видимому, следует считать, что развитие смертельных микотических осложнений было обусловлено активацией эндогенной инфекции.

Результаты патологоапатомических исследований также свидетельствовали, что тяжело протекавший поначалу вирусный гепатит регрессировал, в то время как кандидоз, осложненный сепсисом, явился причиной смерти больных.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова