Учитывая большие трудности в дифференциальной диагностике между воспалительными изменениями и опухолевыми процессами у человека (М. Птохов, 1953; И. С. Темкин, 1957; А. Лежава, 1959; Melamed е. а., 1964, 1966; Whitmore, 1964; Koss е. а., 1969) и особенно у мышей (Bonser, Jull, 1956b; Chapman, 1962; Roe e. a., 1963, и др.), мы с большой осторожностью подошли к вопросу диагностики опухолей мочевого пузыря; в трудных случаях консультировались с Л. М. Шабадом. Изменения, обнаруженные в мочевом пузыре подопытных животных, разделены на две группы: изменения неопухолевого и опухолевого характера.
К изменениям неопухолевого характера отнесены очаговая пролиферация эпителия мочевого пузыря, атипические изменения клеток эпителия, наличие гнезд Брунна, секвестров, инфильтратов в подслизистом слое, мышечном слое и в окружающей жировой клетчатке.
Очаговая пролиферация эпителия обнаруживалась в мочевом пузыре и у контрольных животных. Однако среди последних она выявлена в 22% случаев, а у подопытных мышей — в 72% и выше, т. е. у животных, подвергнутых воздействию метаболитов триптофана, пролиферация эпителия является одной из постоянных ответных реакций организма на это воздействие.
Кроме того, размеры и степень пролиферации эпителия у подопытных мышей были значительно более выраженными, чем у контрольных животных. Так, у последних в 5 случаях пролиферация выражалась в виде единичных микроучастков, в которых насчитывалось до 5 — 8 слоев клеток эпителия, и только у одной мыши такой участок занимал большее пространство и в нем насчитывалось до 15 слоев эпителия.
У подопытных мышей участки пролиферации эпителия чаще были множественными и в них насчитывалось более 15 — 20 слоев эпителиальных клеток.
В отличие от контрольных животных, очаговые пролиферации эпителия у подопытных животных характеризовались различными атипическими изменениями. Наиболее частой находкой было обнаружение в поверхностных слоях эпителия конгломератов из ядер, которые рассматриваются как дегенеративное изменение эпителиальных клеток. Нередко обнаруживались крупные клетки с большим полигональным ядром и клетки с гиперхромным ядром. Выявлялись участки с цилиндрическим строением эпителия.
Хотя врастания эпителия в подслизистый слой, в том числе гнезда Брунна, являются результатом естественной функции эпителия в образовании железистого аппарата слизистой оболочки мочевого пузыря, они в 5 — 9 раз чаще обнаруживались в мочевом пузыре подопытных мышей; в 1 1/2 — 2 раза чаще наблюдалось образование секвестров.
Кроме того, морфология последних значительно отличалась от обычной картины. Секвестры часто были крупными и, самое важное, в них нередко имела место усиленная пролиферация эпителия с наличием митозов, гиперхромных ядер, многоядерных клеток.
Массивные лейкемические инфильтраты мочевого пузыря
в подслизистом слое. Х250.
В некоторых случаях полость секвестров полностью была заполнена пролиферирующим эпителием. В подслизистом слое мочевого пузыря подопытных мышей с лейкозом часто обнаруживались лейкемические инфильтраты (смотрите рисунок выше), а у некоторых животных — ретикулосаркомы (смотрите рисунок ниже).
На фоне описанных изменений были обнаружены опухоли доброкачественного и злокачественного характера, а также изменения слизистой оболочки, которые рассматриваются в качестве предрака мочевого пузыря.
Ретикулосаркома мочевого пузыря
с выраженной деформацией органа. Х120.
«Роль эндогенных факторов в развитии лейкозов»,
под ред. проф. М.О. Раушенбаха