Запугивание и неоправданный оптимизм

Возвращаясь к двум типичным деонтологическим ошибкам: запугивание и неоправданный оптимизм, необходимо отметить, что последняя форма ошибки не менее опасна, чем запугивание. Ее чаще всего совершают общие хирурги, которые считают, что могут лечить онкологических больных, не зная всех возможных методов лечения, кроме хирургического, и считая его окончательным. Особенно часто это происходит при лечении опухолей кожи, в том числе при лечении меланомы — одной из наиболее опасных и коварных опухолей человека.

В конце 1978 г. в одном из областных центров молодому человеку, аспиранту местного вуза, амбулаторно в поликлинике удалили небольшую пигментную опухоль на лице, исходя из сугубо косметических соображений.

Опухоль казалась хирургу несомненно доброкачественной, локализация неудобна для выполнения обширного иссечения тканей и операция была сделана в минимальном объеме.

Гистологическое исследование не проводилось или имело место, но ответ гистолога и первичные препараты были утеряны, поскольку оперировавший врач, страдая избыточным оптимизмом, не проявил к ним интереса. Больной, его мать и жена были ориентированы на полное выздоровление. Необходимость тщательного и своевременного наблюдения у специалиста не была разъяснена.

Поэтому, когда через полгода у больного появились увеличенные лимфатические узлы на шее, это было расценено самим больным, а затем и лечащим врачом как совершенно новое заболевание — шейный лимфаденит.

Только неуспешность довольно длительного физиотерапевтического лечения заставила, к сожалению, не врача, а мать больного обратиться за консультацией к онкологу. При пункции наиболее крупного узла был установлен метастаз меланомы и вся картина болезни представилась совершенно в ином свете. Болезнь быстро прогрессировала, вскоре рентгенологически были выявлены метастазы в легких и, конечно, перспектива полного излечения исчезла.

Здесь сочетается несколько ошибок, и к такого рода историям болезни мы не раз обращались в этой книге, так как они типичны.

Здесь следует обратить внимание на то, что деонтологическая ошибка заключалась в отсутствии информации больного и родственников о возможных последствиях неадекватного удаления пигментного новообразования, что усыпило их бдительность и привело к поздней диагностике, неправильному лечению метастазов и столь печальному исходу.

Все приведенное до сих пор в этой главе относилось к поведению любого врача по отношению к больному, у которого имеется или подозревается злокачественное новообразование.

«Диагностические и тактические ошибки в онкологии»,
Ю.Я.Грицман