Острый ишемический инфаркт спинного мозга (больной Л. Е. Г., ист. бол. 173, 72 лет)

Больной Л. Е. Г., ист. бол. 173, 72 лет, пенсионер, поступил в клинику нервных болезней 20.11 1968 г. в тяжелом состоянии с жалобами на тупые боли в шейном отделе позвоночника, отсутствие активных движений в руках и ногах, затруднение дыхания, задержку мочи и кала. Из анамнеза выяснилось, что с 1957 г. больной периодически обращался в поликлинику по поводу болей в ногах, руках, грудной клетке и по ходу позвоночника.

Эти явления трактовались врачами как полиартрит и бронхит. В 1958 г. больной упал на бревно и получил ушиб грудной клетки. Лечился амбулаторно тугой повязкой.

В июне 1967 г. появилась слабость в правой кисти, принимал лечение по поводу «нижнего плексита» правой руки. Периодически отмечал шум в ушах, боли в затылке. В декабре 1967 г. у больного появились резкие боли и ограничение движений в области шеи. В связи с выявлением увеличенных шейных лимфатических узлов 2.II 1968 г. был направлен на обследование в хирургическую клинику для исключения опухолевого процесса.

Обследование внутренних органов не подтвердило наличие опухоли, у больного были обнаружены явления остеохондроза шейного отдела со вторичным корешковым синдромом и хондрома второго ребра. Был выписан домой 10.11 1968 г. Через неделю после выписки (18.11 1968 г.) у больного внезапно появился паралич рук и ног, задержка мочеиспускания и кала.

В тяжелом состоянии поступил в клинику нервных болезней 20.11 1968 г. Больной был в сознании, на вопросы отвечал с большим трудом из-за одышки. Дыхательные движения в грудной клетке поверхностные, с участием мышц шеи, без участия брюшного пресса. Дыхание почти не выслушивается.

Сердце: тоны глухие, ритмичные, 86 ударов в минуту. Кровяное давление 110/50 мм рт, ст. с обеих сторон.

Неврологический статус:
со стороны черепно-мозговых нервов отмечается угнетение корнеальных рефлексов. Глотание свободное. Активные движения в руках и ногах отсутствуют. Тонус мышц понижен. Сухожильные и периостальные рефлексы на руках и ногах не вызываются. Патологические рефлексы отсутствуют.

Поверхностная и глубокая чувствительность снижена с С3 до D8, а ниже полностью отсутствует по проводниковому типу. Определены болезненность шейного отдела позвоночника при движениях и пальпации, а также легкая ригидность мышц затылка. Отмечены задержка мочи и запоры.

Анализы крови и мочи, проведенные в хирургическом отделении, были нормальные, лейкоциты — 5200, РОЭ — 12 мм/час. При исследовании в клинике отмечено лейкоцитов 20 000 со сдвигом влево; РОЭ 29 мм/час; в моче обнаружено в поле зрения: лейкоцитов — 8 — 12; эритроцитов — 8 — 10, свежие. Температура нормальная.

Рентгенограмма позвоночника показала остеопороз тел дужек и отростков позвонков. Высота тела С7 снижена наполовину, нижние грудные позвонки имеют форму двояковогнутых линз («рыбьи»). Выражены явления деформирующего артроза унковертебральных сочленений и межпозвонковых суставов. Диски шейного отдела резко сужены, местами почти полностью отсутствуют.

Состояние больного продолжало ухудшаться, появились перебои в сердце. Дыхание частое, поверхностное, с участием мышц шеи. Больной получал сердечные препараты, антибиотики, кислород. В 23 часа 20 мин. 20.11 1968 г., спустя 10 часов после поступления, скончался при явлениях паралича дыхательного и сердечнососудистого центров.

Патологоанатомическое вскрытие показало:
в легких — застойная пневмония и пневмосклероз, со стороны сердца — выраженные склеротические изменения. Атероматоз и кальциноз в области бифуркации аорты. Однако просвет всех отходящих артерий свободный.

Отмечены возрастные изменения печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Головной мозг с блестящими оболочками и слегка сглаженными извилинами. Рисунок головного мозга сохранен, сосуды с атеросклеротическими бляшками и уплотненными стенками.

При вскрытии позвоночного канала отмечены ломкость дужек и отростков и сужение позвоночного канала в переднезаднем направлении (10 мм). Тела позвонков при нажатии пальцем очень легко разрушаются. Обнаружены выраженная протрузия дисков и остеофиты на всех уровнях позвоночника, больше в поясничном и шейном отделах.


«Гормональная спондилопатия»,
Д.Г.Герман, Е.Г.Кетрарь