Опасность возникновения свища

Опасность возникновения свища сказывается прежде всего в том, что закрытый, в общем спокойно и доброкачественно текущий туберкулезный очаг становится открытым, осложненным проникновением снаружи внутрь вторичной гнойной инфекции; это ведет к обострению воспалительного процесса. Вторичная бактериальная флора в большинстве случаев является не причиной, а следствием образования свища, который ею поддерживается.

Основной сущностью и главной опасностью свищевых форм является образование и длительное существование в мягких тканях свищевых ходов, связывающих наружное свищевое отверстие с основным костным очагом и представляющих собой трубчатую язву, внутренняя стенка которой (пиогенная мембрана) продуцирует гной, а длина и форма содействуют задержке гноя и отравлению организма. «Чем длиннее свищевой ход, тем короче жизненный путь больного» (Р. Р. Вреден).

Вот почему наиболее опасными, дающими максимальную смертность, являются свищи при поражениях грудопоясничного и поясничного отделов позвоночника, что связано с исключительной длиной свищевых ходов, распространяющихся в толще поясничных мышц (псоас-абсцессы) в подвздошную, бедренную, ягодичную и поясничную области, где они вскрываются вдали от основного костного очага.

Лечение свищей до последнего времени оставалось явно неудовлетворительным. Оно сводилось, с одной стороны, к более тщательному проведению общих санаторно-ортопедических мероприятий, а с другой — к местным воздействиям, направленным на защиту свищей от развития вторичной инфекции и на борьбу с последней при помощи промывания свищей и вливания в них различных лекарственных веществ, обычно оказывающих слабое действие.

Хирургические вмешательства носили случайный и явно недостаточный характер, к тому же в большинстве случаев они производились со значительным запозданием и при том как крайние меры.

Иллюстрацией служат наши же наблюдения, проведенные до 1948 г. Так, из 171 больного, у которых пришлось прибегнуть к разного рода хирургическим вмешательствам по поводу свищей, умерло 46, т. е. 27%, причем наибольшая смертность отмечалась среди больных со свищевыми формами спондилита: 28 умерших на 45 оперированных больных, что составило 62/6,

Такое положение заставило пересмотреть наше отношение к лечению свищей, в частности тяжелых «безнадежных» форм.

Правда, введение в широкую практику антибиотиков — пенициллина и в особенности стрептомицина — в значительной степени улучшило исходы.

Однако в отношении тяжелых свищевых форм, в частности спондилитов указанной локализации, положение мало изменилось, а потому необходимо было преодолеть обычно пассивное отношение к этим больным и перейти к более активной системе лечения.

Существенную помощь в изыскании более эффективного лечения свищей оказали нам новейшие диагностические методы, в частности рентгенофистулография (разработанная в отношении костносуставного туберкулеза в Ленинградском институте хирургического туберкулеза Ф. Ф. Сивенко), которая дала нам возможность не только изучить направление, форму и длину свищевых ходов и связь последних с костным очагом, но помогла найти правильное решение хирургических задач с топографо-анатомической и клинической точек зрения.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев