При достижении 40°С гипертермии АДср повышается с 92 ± 3,4 до 108 ± 4,4 мм рт. ст., оставаясь в дальнейшем, в течение всего гипертермического этапа, относительно стабильным (через 60 мин 105 ± 4,4 мм рт. ст. и на 150-й минуте 109 ± 5,5 мм рт. ст.). Полагают, что некоторое повышение АДср, возможно, связано с увеличением МОК.
Ведущим звеном в цепи наступающих при пролонгированной гипергликемии и гипертермии изменений гемодинамики является тахикардия, в развитии которой, вероятно, принимают участие гуморальные и рефлекторные воздействия.
Анализируя причины увеличения МОК, следует иметь в виду, что из двух составляющих этого показателя изменение УО не является статистически значимым, а увеличение частоты сердечных сокращений с 82,7 ± 2,9 до 140,3 + 4,6 (р < 0,001) позволяет считать тахикардию определяющим моментом возрастающего МОК.
В свою очередь увеличение МОК является весьма возможным механизмом повышения АДср. Снижение общего ПСС указывает на ослабление тонуса периферических сосудов, по-видимому, в первую очередь кожных.
В доступной нам литературе не встретилось работ, посвященных специально изучению изменений ЭКГ при комплексной терапии онкологических больных с использованием гипертермии-перекисления. В наших наблюдениях во время проведения относительно коротких процедур ЭКГ записывалась на одноканальном мониторе ICU-4B и 8-канальном электроэнцефалографе 8EEG-112, а в до- и послепроцедурные дни запись осуществлялась на аппарате ЭКСПЧ-4. Во время процедуры регистрация ЭКГ производилась через каждые 15 — 30 мин. Всего подвергнуто анализу 729 ЭКГ.
Во время сеансов гипергликемии-гипертермии у всех больных наблюдались изменения на ЭКГ, анализ которых позволяет выделить пять наиболее характерных признаков.
Эти особенности создают известные трудности при расчете интервала Q — Т. У некоторых больных наблюдалось изменение волны Р, которая становилась заостренной и увеличивалась по амплитуде по сравнению с исходным уровнем. Отмеченные изменения исчезали в ближайшие часы после процедуры.
В отдельных случаях во время гипертермического этапа появлялась пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия, которая всегда исчезала самостоятельно при некотором снижении температуры тела или после окончания процедуры.
Электрокардиограммы
Электрокардиограммы.
а — исходная; б — смещение сегмента ST вниз
выпуклой дугой; a1 — исходная; б1 — косое
смещение сегмента ST вниз.
Электрокардиограммы
Электрокардиограммы.
a — исходная; б — снижение амплитуды зубца
Т в I и II стандартных отведениях.
Электрокардиограммы
Электрокардиограммы.
a — исходная, б — на 1-е сутки после сеанса гипертермии-гипергликемии; снизилась амплитуда зубца Т в отведениях I, AVL. В отведениях V2 и V3 зубец Т стал отрицательным, а в отведениях V4 — V6 контуры его стали расплывчатыми, нечеткими.
Электрокардиограммы
Электрокардиограммы.
a — исходная; б — 1-е сутки после процедуры. Зубец Т
в отведениях I — III, AVF отрицательный. В отведениях V2 — V6 сегмент
ST приподнят выпуклой дугой, зубец Т отрицательный.
Электрокардиограммы
Электрокардиограммы.
а — исходная, б — выражен зубец U. В 1, 3,
6 и 8-м комплексах отношение U/T превышает 1.
Электрокардиограмма
Электрокардиограмма.
а — синусовая тахикардия, частота сердечных сокращений
135 в минуту; б — одиночная желудочковая экстрасистола.
Электрокардиограмма
Электрокардиограмма. Перемежающаяся блокада левой ножки
предсердно-желудочкового пучка с изменяющейся частотой.
а — через 6 систол; б — через 2 систолы.
Появление экстрасистолии выявили всего у двух больных, причем этому предшествовала выраженная тахикардия. У одного больного отмечалась перемежающаяся блокада левой ножки пучка Гиса с изменяющейся частотой блокадных комплексов, которая исчезла после окончания процедуры.
«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид