Наиболее вероятными, изученными механизмами торможения активности оксиантранилоксидазы может быть само повышение концентрации триптофана (Ginoulhiac, Tenconi, 1963), недостаток никотинамида либо избыток витамина К3 (Auricchio е. а., 1957, 1961).
Таким образом, возникает цепь сопряженных нарушений, в которой первое звено — повышение концентрации триптофана ведет к повышению образования 3-оксиантраниловой кислоты и вместе с тем тормозит дальнейшее превращение ее до никотиновой кислоты, вследствие чего возникает недостаток образования никотинамида, что в свою очередь также блокирует активность оксиантранилоксидазы. Естественно, что в таких условиях может происходить накопление 3-оксиантраниловой кислоты — одного из самых активных бластомогенных метаболитов триптофана.
В последние годы уделено много внимания изучению механизмов гормональных влияний на обмен триптофана, что приобретает особое значение в связи с широким использованием гормонов в практике. Вместе с тем, несмотря на довольно обширную литературу, в которой приводятся фактические данные, аргументирующие несомненную связь нарушений обмена триптофана с дисбалансом различных стероидных гормонов, конкретные механизмы этого феномена далеко еще не выяснены.
Интересными в этом отношении являются представления Rose и Braidman (1971), которые на основании разносторонних исследований влияний глюкокортикоидов, контрацептивных стероидных препаратов и андрогенов на обмен триптофана приходят к убеждению, что различные ситуации, приводящие к повышенному уровню эстрогенов, сопровождаются стимуляцией гипофиз-адреналовой системы, последующим увеличением секреции глюкокортикоидов, которые индуцируют активность триптофаноксигеназы, а следовательно, и повышение катаболизма триптофана по кинуреновому пути.
Большое значение при этом придается наслоению дефицита пиридоксина, что подтверждается возможностью коррекции при помощи этого витамина обмена триптофана при нарушениях гормонального баланса. По данным Wolf (1971), эстрогены блокируют образование никотинамида, что, как мы уже отмечали выше, может вести к существенному торможению превращений триптофана в последнем звене, а следовательно, и к накоплению промежуточных ароматических бластомогенных метаболитов его.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ механизмов образования п-оксифенилмолочной кислоты не только потому, что у этого метаболита тирозина была нами впервые выявлена весьма высокая бластомогенная активность, превышающая активность всех ранее изученных метаболитов, но и потому, что у всех без исключения больных с разными вариантами лейкозов обнаружена повышенная экскреция с мочой этого метаболита и несомненная сопряженность нарушений обмена тирозина и триптофана.
«Роль эндогенных факторов в развитии лейкозов»,
под ред. проф. М.О. Раушенбаха