Ведение родов при нарастающей интранатальной асфиксии плода и явлениях эндометрита у роженицы

Смотрите — Частный случай — А-ва, 21 года

Динамическое наблюдение за родовым актом показывает, что явления эндометрита, а также симптомы интранатальной асфиксии плода нарастают.

Признак Вастена — Генкеля «вровень», т. е. имеет место легкая степень несоответствия между размерами головки и таза. По данным наружного исследования, головка продолжает находиться в одном и том же положении в течение 2 часов.

Прогноз для плода плохой. За сердцебиением его ведется тщательное наблюдение. Но через 15 минут после последнего нашего осмотра акушерка доложила, что сердцебиение плода перестало прослушиваться. Мы подтвердили диагноз внутриутробной смерти плода.

Как следует вести роды в дальнейшем?

Плод погиб, перед нами стоит вопрос о методах родоразрешения. Не подлежит сомнению, что любой из них должен быть предпринят только в интересах матери. Самопроизвольные роды через естественные родовые пути в данном случае нереальны, так как имеется несоответствие между размерами головки и таза. Если у живого плода головка не проявила тенденции к конфигурации, то головка мертвого плода вообще, как известно, не конфигурируется. Следовательно, существующее несоответствие, надо полагать, не будет преодолено даже при наличии хорошо выраженной родовой деятельности.

Вопрос о родоразрешении путем наложения акушерских щипцов отпадает, так как на головку мертвого плода щипцы не накладывают.

Наконец, отпадает вопрос и о родоразрешении путем абдоминального кесарева сечения, так как к этому нет абсолютных показаний.

Абсолютными показаниями к операции кесарева сечения при мертвом плоде являются:

  1. абсолютное сужение таза (истинная конъюгата равна 6 см и ниже), т. е. такая степень сужения, при которой невозможно извлечь плод через естественные родовые пути даже после операции краниотомии и эмбриотомии;
  2. рубцовые сужения влагалища различной этиологии (инфекционные заболевания — дифтерия, скарлатина, различного рода стенозы и пр.);
  3. различного рода опухоли мягких и костных частей родового канала, локализация которых не допускает родоразрешения через естественные родовые пути.

В нашем случае подобного рода абсолютных показаний к производству операции кесарева сечения не имеется.

Таким образом, остается единственный путь родоразрешения — плодоразрушающая операция через естественные родовые пути. Такой плодоразрушающей операцией является краниотомия.

Эта операция бесспорно является наиболее бережной для роженицы.


«Акушерский семинар», К.Н.Жмакин, Ф.А.Сыроватко